Страх – наиболее опасная из всех эмоций. Он изменяет направление мыслей и поведение (Н.Д. Творогова). Страх также может служить предупреждающим сигналом, усиливать социальные связи, включая «бегство за помощью» и коллективную защиту
Cуществуют как врожденные (природные), так и приобретенные (культурные) причины или стимулы для страха.
Врожденные пусковые механизмы (естественные причины) страха: одиночество, незнакомость, высота, неожиданное приближение, неожиданное изменение стимула, боль.
Социокультурные факторы страха: присутствие чего-то угрожающего, отсутствие того, что обеспечивает безопасность, события, которые не происходят в ожидаемом месте или в ожидаемое время, контекст события, индивидуальные различия в темпераменте и предрасположенностях, опыт и возраст индивида, страдание,
Причинами страха могут быть: человек, события, условия или ситуация, являющиеся сигналом опасности.
Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные,
|
|
Порог возникновения страха находится под влиянием: а,) индивидуальных различий, имеющих биологическую основу; б) индивидуального опыта; в) общего социокулътурного контекста происходящего.
Субъективное переживание страха. По сравнению с другими эмоциями страх оказывает наиболее сдерживающее влияние:
а) ограничивается восприятие;
б) мышление замедляется, становится более узким по объему и более ригидным по форме;
в) мускулы напрягаются;
г) сокращается число степеней свободы в поведении.
Страх, в зависимости от своей интенсивности, переживается как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Появляется чувство недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья. Человек ощущает угрозу своему существованию, которая переживается как угроза телу, своему психическому «Я».
Развитие и социализация страха. Страхи, вызываемые социокулътурными причинами, могут быть приобретены в процессе травматического обусловливания или же путем подражания взрослому, который выступает в качестве модели страха.
Одним из наиболее часто применяемых родителями способов социализации эмоций является использование одной эмоции для воздействия на другую. Страх может социализироваться с использованием чувства стыда.
Способы социализации, используемые родителями, очень широко варьируют и обычно включают в себя как гуманистические так и нормативные элементы.
Гуманистическая социализация страха: а) ощущение страха сводится к минимуму; б) вторичный эффект от стеснения за своп страх снимается; в) страх компенсируется; в) обучение терпимости страху; д) обучение противодействию источнику страха.
|
|
Необходимо заботиться, чтобы у ребенка не было хронического страха, который рассматривается как симптом, чуждый здоровью.
Взаимодействие страха с другими эмоциями. Субъективные составляющие в ситуации страха: напряженность, импульсивность.
Профиль эмоций для ситуации страха: страх, интерес, удивление, страдание.
Страх имеет двойственную природу, которая обусловлена: а) избеганием, мотивируемым страхом; б) приближением, мотивируемым интересом.
Терапия страха. Терапевтические приемы управления и контроля за страхом, основывающиеся на теории научения:
а) релаксация, сопровождающаяся повторным предъявлением ряда стимулов, возрастающих по своей пугающей силе;
б) представление пациентами в состоянии расслабленности высокотравматических событий, отобранных на основе психодинамических исследований, проведенных терапевтом,
в) классический метод моделирования (терапевт моделирует желаемое смелое поведение по отношению к пугающим человека объектам).
Тревожность. В отличии от страха тревога является беспредметной, так как стимулы или условия, порождающие ее, индивиду неизвестны. В состоянии тревоги интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности. Тревога – функция уровня стресса.
Тревогакак процесс – это последовательность когнитивных, аффективных, поведенческих реакций. Состояние тревоги сопровождается когнитивной переоценкой ситуации, включением механизмов избегания, психической защиты с целью минимизации возникшего дискомфорта.
Тревога как состояние– это неприятное эмоциональное состояние, которое характеризуется ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий.
Тревожность как черта личности – это склонность индивида испытывать состояние тревоги. Эта черта личности непосредственно не проявляется в поведении, ее уровень можно определить по тому, как часто и интенсивно возникает состояние тревоги.