Развитие мышления
Развитие общих и специальных способностей
Юность характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда.
В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.
В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей.
В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
|
|
Юношеский возраст являются достаточно сензитивными для развития всего этого комплекса разнообразных способностей, и степень практического использования имеющихся здесь возможностей влияет на индивидуальные различия, которые к концу этого возраста, как правило, увеличиваются.
К началу юношеского возраста желание молодого человека все самостоятельно перепроверить и лично удостовериться в истинности несколько уменьшается. Вместо него появляется больше доверия к чужому опыту, основанного на разумном отношении к его источнику.
Характерной особенностью юношеского возраста является стремление к самообразованию.
В этом возрасте появляется новое отношение к учению: юношей и девушек привлекают предметы и виды знаний, где они могут лучше узнать себя, проявить самостоятельность. К таким знаниям у них вырабатывается особенно благоприятное отношение.
Вместе с теоретическим отношением к миру, предметам и явлениям у юноши возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающее в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с иных позиций, чем свои собственные.
Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения. Юноши принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным.
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует: самосознание, мировоззрение, критическое осмысление действительности.