Ранняя юность
Итоги психического развития в юношеском возрасте
В качестве своеобразных итогов психического развития в юношеском возрасте можно отметить следующие:
– формируется самосознание (представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных и волевых качеств);
– происходит самоотношение себя с идеалом, проявляется возможность самовоспитания;
– возрастает волевая регуляция;
– возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление;
– появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;
– формируется собственное мировоззрение – целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;
– увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений;
– стремление к самоутверждению своей независимости и оригинальности;
– пренебрежение советами старших;
|
|
– критиканство, проявление недоверия;
– сухой рационализм, практицизм;
– стремление к самоуправлению, заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение, приобретение определенной степени психологической зрелости;
– отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;
– завершение полового созревания и формирование отношения к зарождающимся сексуальным желаниям;
– возникает первое чувство любви, дружбы;
– происходит существенная перестройка эмоциональной сферы;
– недостаточное осознание последствий своих поступков.
Среди достижений психического развития в поздней юности необходимо выделить следующие из них:
– зрелость в умственном и нравственном отношении;
– убежденность, сложившееся мировоззрение;
– чувство нового;
– смелость, решительность;
– способность к увлечению;
– оптимизм;
– самостоятельность;
– прямолинейность;
– критичность и самокритичность. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;
– скептическое, критическое ироничное отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;
– сохраняется максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших;
– неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;
– пик интеллектуальных и познавательных способностей и возможностей;
– принятие ответов, решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и места в жизни;
– выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере.
5. Особенности развития и воспитания личности студента