Встречные и компенсационные сделки
В бизнес практике встречаются ситуации, при которых предприятие имеет проблемы с валютными расчетами, нет опыта внешнеэкономических операций. В этих случаях применяются встречные сделки, при которых стоимость поставляемых товаров частично или полностью компенсируются встречными поставками.
Встречаются следующие варианты встречных сделок:
1) бартерные сделки (между сторонами происходит прямой безденежный обмен товарами или услугами; сделка оформляется одним договором);
2) частичные компенсационные сделки (стоимость поставленных товаров частично компенсируется встречной поставкой; может оформляться одним или двумя независимыми договорами);
3) полная компенсационная сделка (2 независимых договора);
4) соглашение об обратных закупках (поставщик производственного оборудования может получать оплату товарами, изготовленными на этом оборудовании. Аналогичный порядок может использоваться при продаже лицензий на право производства определенной продукции);
|
|
5) офсет-сделки (используется по крупным инвестиционным проектам). Используются 2 разновидности офсет-сделок:
а) прямая – предприятие, выигравшее конкурс на осуществление проекта обязуется часть заказа разместить на местных производственных предприятиях
б) косвенная – победитель тендера обязуется приобрести товары местных производителей на определенную сумму.
Встречные сделки дают выход из ситуаций, когда иным образом договор заключить не возможно.
Встречные сделки имеют достаточно высокую степень риска – при их заключении необходимо проводить консультации с компетентными внешнеэкономическими организациями.
Покупатели не всегда обладают достаточными финансовыми ресурсами для расчетов по контрактам.
Чем больше недостаток финансовых средств у покупателей, тем больше их зависимость от банковских структур и тем выше риски.
Наиболее прогрессивными признаются 2 формы финансирования сбыта:
1. Форфейтинг
Речь идет о кредитовании банком (форфейтером) операций по внешнеэкономическим контрактам. Банк покупает у поставщика долги покупателя.
Все риски (экономические, политические, изменение курса валют, изменение % по кредиту) берет на себя форфейтер.
Часто сумма выплат по форфейтингу выше, чем по обычному кредиту.
2. Лизинг
Определенный объект передается лизингополучателю в аренду на условиях регулярной арендной лизинговой платы. В качестве лизингодателя могут выступать:
а) производитель объекта лизинга (прямой лизинг)
б) лизинговая компания, которая произвела выкуп объектов лизинга, а затем по лизинговому договору передает его лизингополучателю.
|
|
Используются 2 разновидности лизинга:
– оперативный (сервисный) – лизингодатель и арендатор заключают краткосрочный договор на определенный срок. По окончании срока действия договора оборудование возвращается.
Лизингодатель осуществляет тех.обслуживание и ремонт оборудования.
– финансовый – договор заключается на длительный срок. По его окончании лизингополучатель может выкупить оборудование по остаточной стоимости либо продлить договор.
Коммуникационная политика
Маркетинговая коммуникация – передача информации с целью управления мнениями, ожиданиями и поведением отдельных адресатов в соответствие с задачами компании.
Коммуникационная политика – совокупность различны видов деятельности по доведению информации о достоинствах предприятия и его продукции до всех участников рынка. Комплекс маркетинговой коммуникации включает 4 составляющих:
· Face to face
· Public relations
· Sales promotion
· Reclamare
Между перечисленными составными частями нет четкого разграничения. В каждом коммуникационном мероприятии кроме основной направленности содержатся другие составляющие.
В современном маркетинге совокупность перечисленных составляющих называют системой интегрированных маркетинговых показателей.
Задачи коммуникационной политики исходят из стратегии предприятия.
Среди адресатов коммуникационной политики выделяются внешние и внутренние целевые группы. Внешние определяются факторами маркетинговой среды.
Внутренние целевые группы:
· подразделения предприятия
· отдельные руководители
· специалисты
Адресаты коммуникационной политики | Задачи коммуникационной политики |
Внешние объекты | Позиционирование предприятия и продукции |
Внутренние подразделения | Информирование и мотивация |
Информированность и мотивация необходимы для формирования единообразного представления о нуждах потребителей и своих технических возможностей.
Сотрудники должны быть информированы о целях и намерениях предприятий, а мотивация должна быть направлена на их заинтересованность в достижении этих целей.
Личные коммуникации
В технологическом маркетинге особую роль играют личные коммуникации. Инструменты личных коммуникаций:
· контакты
· тел. переговоры
· электронные системы связи
Задачи личной коммуникации:
1) информировать потребителей о свойствах, ценах своей продукции, условиях предоставления сервисных услуг, о преимуществах перед аналогами.
2) Разъяснение важных технических и экономических положений (условия поставки, формы расчета, возможные скидки с цен).
3) Демонстрация компетентности и надежности поставщика и его продукции (количество постоянных клиентов, участие в выставках, награды предприятия или продукции, наличие лицензий и сертификатов).
4) Укрепление деловых связей
Субъектами личных коммуникаций являются не только сотрудники отдела сбыта, но все руководители и специалисты, имеющие многочисленные контакты с внешней средой:
· высшее руководство,
· юристы,
· офис-менеджеры,
· коммивояжеры,
· агенты.
Особенно личные коммуникации важны на следующих этапах коммуникационного процесса:
а) этап поиска информации о товаре;
б) при принятии покупателем предварительного решения о покупке;
в) при принятии окончательного решения о покупке;
г) при заключении контракта;
д) при выполнении контракта.
Организация связей с общественностью (Public relations)
на предприятии