Трансперсональная психология. Трансактный анализ.
Когнитивная психология. Гуманистическая психология.
Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Психоанализ. Аналитическая психология. Психогенетический подход Ч. Тойча. Генетическая психология Ж. Пиаже
Научные направления в психологии.
К началу XX в. психология оказалась в кризисной ситуации. Причины кризиса, как ранее указывалось, заключались не столько в се болезни, сколько в быстром росте психологических знаний. Дело в том, что:
• психология все дальше удалялась от практики и запросов реальной жизни, сосредоточив свое внимание лишь на изучении людей с нарушенной психикой;
•ее основной метод самонаблюдения (интроспекции) выглядел архаичным и беспомощным по сравнению с методическим инструментарием таких бурно развивающихся наук, как физика, математика, астрономия и др.;
• психология оказалась узкоспециализированной наукой о сознании, в то время как результаты исследования смежных наук подтвердили наличие в психике человека огромного пласта неосознаваемых процессов;
|
|
•психика рассматривалась изолированно от окружающей среды, оказывающей существенное влияние на ее эволюцию.
Поиск путей преодоления кризиса породил ряд научных направлений и школ в психологии. Их разнообразие было обусловлено выбором предмета исследования (различные психологические явления и факты, соотношение сознания и бессознательного, поведение индивида, переработка информационных процессов, личный опыт человека и др.).
Исходные посылки этого прагматического направления, получившего широкое распространение в США:
• предметом психологии должно быть не сознание (собственно не сама психика), а поведение (от англ. - beliavour);
• поведение понимается только как совокупность реакций на стимул («Щелкни кобылу по носу, она махнет хвостом»), т. е. между стимулом 5 и реакцией R имеется некий «черный ящик», не подлежащий познанию (рис. 5.1);
• зная характеристики стимула и учитывая прошлый опыт человека, можно изучать и предсказывать его поведение;
• основная формула бихевиоризма: S - R (стимул - реакция); эта связь становится сильнее, если человек получает положительное или отрицательное подкрепление (закон эффекта Торндайка);
• человек - это живое существо, поведение которого может жестко программироваться (изменяй стимулы - наблюдай реакции - получай поведение);
•все, что не поддается объективной регистрации, не должно становиться предметом изучения (мысли, мотивы и др.).
Кстати, сам автор бихевиоризма Д. Уотсон обосновывал свою теорию учением И. Павлова об условных рефлексах.
|
|
Экономический кризис 30-х годов прошлого столетия породил взгляд на человека как на существо, которое находится под влиянием социальной среды. Это заставило «оживить» «черный ящик», наполнив его эмоциями, чувствами, мотивами, установками и другими тонкими психическими явлениями (рис. 5.2).
В этой связи внутри направления появились необихевиористские течения.
• Э. Толмен: между стимулом и реакцией включены «промежуточные переменные» I, включающие в себя мотивы и цели, наследственность, физиологию и специфику входного стимула, т. е. S - I - R.
• Б. Скиннер: адаптация человека к среде осуществляется на основе проб и ошибок. Те из них, которые оказываются полезными для человека, закрепляются, становятся преобладающими в произвольном поведении. Подобные реакции носят название оперантных, т. е. основа поведения - в подкреплении. К «хитроумно придуманным подкреплениям» автор относит даже всю культуру. В социальной сфере в качестве подкреплений должен стать контроль, манипуляция людьми.
- Д. Pommep: поведение человека обусловлено:
- набором его поведенческих действий, приобретенных в течение жизни;
- ожиданием последствий его поведения в той или иной ситуации;
- характером подкрепления (знаком и уровнем);
- его локусом контроля (экстерналы программируются легче, чем интерналы).
- А. Макгвайр: в основе классификации поведения должны лежать потребности, цели и ситуации. Предложено 16 типов поведения (эмпатическое, исследовательское, защитное, перцептивное, ролевое и др.).
Конечно, бихевиоризм, эта «психология без психологии», в своих исходных биологизаторских посылках лишен внимания к хрупким движениям тонкой человеческой души. Как претендент на построение новой психологической теории он потерпел крах. Но его объективные методы регистрации наблюдений, приемы и закономерности научения формированию навыков широко используются на практике. Они особенно эффективны, когда возникает потребность в выработке стратегий поведения в конкретных психологически сложных ситуациях. Это реализуется, например, в поведенческих тренингах.