Условия развития сознания

Этапы развития сознания в филогенезе

В развитии сознания различают два процесса:

· филогенез — процесс исторического развития человека как вида продолжительностью в миллионы лет;

· онтогенез - процесс развития индивида от его рождения до конца жизни (см. п. 3.4.5).

В филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Раздражимость - свойство всего живого реагировать на воздействие внешней среды.

Этапы этого пути таковы.

1. Таксисы. Это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной среды; Характерна для одноклеточных живых существ (амеба). На этом уровне реакция организмов на раздражитель следует лишь после непосредственного контакта с ним. Это вынужденная активность живого существа, ориентированная на удовлетворение биологической потребности.

2. Чувствительность — сигнальная форма раздражимости, позволяющая ориентироваться в более сложной среде, даже в той, которая не представляет интереса как источник биологической потребности. По сути, ее можно считать простейшей общей способностью к ощущениям. Чувствительность обеспечивает реакцию организма до непосредственного соприкосновения с ним.

3. Поведение - принципиально новый уровень приспособления к окружающей среде, характеризующийся сложной совокупностью реакций на ее воздействия. Этому уровню присущи:

· инстинкт (врожденное, стереотипное, автоматическое реагирование, основанное на безусловных рефлексах, с реакцией не на целостную текущую ситуацию, а на ее отдельные элементы;

· навыки (способ реагирования на среду через условные рефлексы);

· рассудок (способность отражать сложные отношения и взаимосвязи между предметами).

4. Сознание - высший уровень приспособления к окружающему миру. Для этого уровня характерно поведение не как пассивная реакция на воздействия внешних раздражителей, а в форме целенаправленного и мотивированного поведения. Человек приобретает способность самосознания, т. е. способность оценивать себя и выделять себя из среды себе подобных, видеть свое место в обществе других людей. Сознание рассматривается как общественно-исторический продукт развития психики, позволяющий не только отражать мир, но и преобразовывать его.

Какие же условия обеспечивали такую последовательность процесса происхождения сознания? Что стало толчком эволюции психики от простой раздражимости к сознанию?

С позиций материализма на этот вопрос впервые ответил К. Маркс. Его работы предопределили тот факт, что сознание стало изучаться не только как «вещь в себе», принадлежащая исключительно данному индивиду, а как продукт развития человеческого общества. Именно эту идею Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев положили в основу объяснения причин возникновения и развития сознания. В самом общем виде их позицию можно выразить словами А. Н. Леонтьева: «...индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех отношений и опосредствований, которые возникают в ходе становления и развития общества. Вне системы этих отношений (и вне общественного сознания) существование индивидуальной психики в форме сознательного отражения, сознательных образов невозможно».

Главное условие возникновения сознания заключается в труде. Труд был востребован человечеством во имя выживания. Труд всегда имеет общественную значимость, так как чем бы человек ни занимался, он всегда оказывается включенным в систему отношений с другими людьми. Ведь возможность трудиться обеспечивается усвоением опыта предыдущих поколений и передается будущим поколениям. В свою очередь труд обеспечил возможность:

· приспособления к условиям жизни через активное воздействие на окружающую среду орудиями труда;

· преобразующего мышления и общения с себе подобными с помощью речи (что повысило уровень взаимоотношений в процессе совместного труда);

· формирования общих правил человеческого общежития в виде нравственных ценностей.

Все это возвысило человека над всем остальным животным миром и привело к формированию сознания. В подтверждение парадигмы труда в проблеме происхождения сознания приводится ряд фактов. Во-первых, факт перехода от «четвероногости» к «двуногости» и освобождения передних конечностей для приобретения навыков труда, для развития органов чувств (особенно зрения). Во-вторых, совершенствование структуры и функций нервной системы (увеличение веса и объема мозга по сравнению с высшими животными, увеличение площади поверхности коры больших полушарий и др.).

В-третьих, изменения «управленческой» структурыкоры больших полушарий: наибольшее развитие получилите участкикоры, которые связаны именно с трудовойдеятельностью человека (например, увеличились переднелобныеи теменныеучастки коры, ответственные за осознанноеповедение).

Эти факты не могут убедить противников материалистической концепции, но они органически вписываются в материалистический взгляд на происхождение и развитие сознания. Одни из оппонентов склонны к биологической трактовке сущности сознания. Например, ряд познавательных функций психики они объясняют исключительно спецификой взаимодействия нейронных сетей. Это движение сторонников сведения психологического к биологическому получило название редукционизма. Но и эта концепция не без «темных дыр». Любовь, дружбу, преданность идеям, готовность к самопожертвованию и многое другое вряд ли удастся в обозримом будущем понять через взгляды редукционистов. Сознание не равно ни биологическому, ни даже социальному. Это так называемая последняя тайна природы. Именно этот факт дает возможность утверждаться в своей позиции идеалистам, утверждающим божественность сознания.

Особую роль в становлении материалистических взглядов на развитие сознания сыграли работы Л. С. Выготского (1896-1934) и его культурно-историческая концепция развития психики человека. В центре концепции лежит утверждение о том, что орудия труда обеспечили возможность человеку (будущему, очевидно, человеку) эффективно использовать свои высшие психические функции (произвольные внимание и память, логическое мышление, воображениеи др.).Человек осуществлял это через знаковые средства(например,речь), имеющие культурно-историческое происхождение.Своивзгляды автор концепции сконцентрировал вокруг трех ключевых моментов.

Первый: взаимодействие человека со средой(первоначальная форма - пассивно-приспособленческая,затем - активно - преобразовательная) привело к появлению орудийтруда и самого труда как фактора взаимодействия междулюдьми.

Второй: в процессе труда появлялись и развивались высшие психические функции. Это развитие шло преимущественно через использование психологических орудий труда - знаков. В качестве знаков выступали вначале предметные (отметины на камнях и деревьях, цветовая раскраска предметов обихода или природных предметов и др.), затем - речевые средства.

Третий: «знаки - речь» вначале были преимущественно ориентированы на других людей (слова-приказы: «подними», «отдай», «принеси» и т.п.), т. е. носили интерпсихологический (межличностный) характер. Но со временем человек стал относить эти знаки (слова-приказы) к себе, к своему поведению, придав им интрапсихологический характер. Примерами современных знаков могут служить записи в электронном еженедельнике делового человека, знаменитые «узелки на память» и др. Глядя на эти знаки, индивид начинает действовать сам. Знаки как бы играют роль пусковых механизмов для активации высших психических функций индивида (в приведенных примерах - для произвольной памяти, мыслительной деятельности). Этот процесс перехода внешних атрибутов реального мира во внутренние мыслительные процессы и образы автор назвал интериоризацией. По выражению Ж. Пиаже, это переход психики от сенсомоторного акта к мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: