Теория и практика коллективной мыследеятельности

Технология коллективной мыследеятельности, подобно технологии обучения как исследования, ориентирована на поиск учениками самостоятельных научных решений учебной проблемы.

Технология коллективной мыследеятельности, как пишет ее создатель К.Я. Вазина, – это непрерывный процесс управления развитием системы потребностей–способностей человека. Технология коллективной мыследеятельности состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре такта.

Первый такт – ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. Функция: актуализация противоречий (потребностей) – определение внутренних целей, способов деятельности.

ПРИМЕР № 1

Проблемной ситуацией на уроке русского языка может быть лингвистическая задача.

Задача. Ниже даны грузинские слова в латинской транскрипции с переводами на русский язык (в перепутанном порядке):

tvali, caltvala, calpexa, sartuli, ertsartuliani, ertadgiliani, mravalsartuliani;

одноместный, одноэтажный, глаз, одноглазый, этаж, одноногий, многоэтажный.

Определите перевод каждого грузинского слова.

Второй такт – работа по творческим группам. Функция: разрешение противоречий, выращивание внутренних целей (потребностей), формирование новых способов деятельности, выработка индивидуальной, коллективной позиции по изучаемой проблеме.

ПРИМЕР № 2

Творческие группы могут работать, например, над таким заданием.

Велика ли премудрость – найти грамматическую основу предложения? В нее входит сказуемое и подлежащее, известные с начальной школы. «Это совсем нетрудно», – скажут многие из вас. Посмотрите, так ли это. Выпишите грамматические основы из следующих предложений:

I.

Все понятно старику,
Старику часовщику.
Из окошечка резного
Снова слышится: «Ку-ку!»

(С.Михалков)

II.

Хозяин твой и мил, и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

(С.Есенин)

III.

1. Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок…
2. Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.

(А.С. Пушкин)

IV.

Вечер. Поле. Огоньки.
Дальняя дорога.

(В. Маяковский)

V. 1. Овраг, где протекала река, был так глубок, что ребята не могли видеть лес. 2. Наш город украшает зеленый парк. 3. Поднявший меч от меча и погибнет. (Пословица)

Третий такт – окончание рабочего процесса: защита (научное аргументирование) индивидуальных, коллективных позиций. Функция: систематизация, углубление позиций на основе сравнения их с научной.

Четвертый такт – постановка новой проблемы. Функция: определение перспективы дальнейшего процесса познания, логическое соединение изученного и непознанного (иными словами, обеспечение непрерывности, системности познания).

Примечание:

1. Решение задачи из Примера № 1.

Легко находим основы sartuli ‘этаж’ (встречается трижды) и tvali ‘глаз’ (встречается дважды). Отсюда: mraval- ‘много’, er- …-ani, cal-…-а ‘одно-’. Различие между двумя последними основами можно определить при сравнении слов одноэтажный и одноглазый: во втором слове одно- указывает на ущербность, недостаток, в то время как в первом соответствующий элемент имеет чисто количественное значение. Таким образом: tvali – глаз, caltvala – одноглазый, calpexa – одноногий, sartuli – этаж, ertsartuliani – одноэтажный, ertadgiliani – одноместный, mravalsartuliani – многоэтажный.

2. Ответы к заданию из Примера №2: выписаны грамматические основы предложений, подлежащее выделено курсивом.

I. Все понятно; слышится «ку-ку». II. Хозяин и мил, и знаменит; гостей бывает много: каждый норовит потрогать. III. 1. Деревня была прелестный уголок; скучал Евгений. 2. Не мог он отличить; мы бились. IV. Вечер; поле; огоньки; дорога. V. 1. Овраг был глубок; протекала река; ребята не могли видеть. 2. Украшает парк. 3. Поднявший погибнет.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие дидактические задачи решает технология проектов? Перечислите этапы работы над учебным проектом.

2. Каковы основные формы предъявления результатов работы над исследовательским школьным проектом?

3. Какие темы проектов по русскому языку вы предложили бы семиклассникам (девятиклассникам, выпускникам школы)?

4. Что мы называем исследовательской деятельностью учащихся? Назовите этапы учебного исследования.

5. Дайте определение технологии коллективной мыследеятельности, каковы ее составляющие?

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова Е.С. Как организовать исследование на уроке русского языка. – Русский язык в школе, 2007, № 7. С. 3–8.

2. Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность – модель саморазвития человека. М.: Педагогика, 1990. 196 с.

3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Книга для учащихся среднего и старшего возраста. М.: Просвещение, 1987. 128 с.

4. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. 176 с.

5. Итоги двух лет. Пространство гуманистического поиска. Выпуск второй. Новосибирск: Изд-во НИИ математико-информационных основ обучения Новосибирского государственного университета, 1999. 230 с.

6. Левитес Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 288 с.

7. Лингвистика для всех: Зимняя лингвистическая школа – 2004. М.: Научно-исследовательский институт развития образования, Департамент образования города Москвы, 2004. 256 с.

8. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по русскому языку. 11-й класс / Авт.-сост. С.И. Львова, Л.М. Рыбченкова. 2-е изд. М.: Дрофа, 2002. 95 с.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2008. 271 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: