Стратегии мышления.
Формирование интеллектуальной структуры
Развитие мышления.
В течение детства на основе непрерывных операций функциональных инвариант (ассимиляции и аккомодации) возникает ряд дискретных познавательных структур. Все многообразие этих структур подразделяется на стадии, качественно различающиеся между собой. Основные критерии стадий:
1. Реальность.
2. Неизменная последовательность стадий.
В процессе интеллектуального развития стадии возникают в неизменном и постоянном порядке. Возраст, в котором ребенок достигает той или иной стадии, может широко варьировать, но порядок достижения стадий остается неизменным.
3. Иерархичность стадий.
Структуры, свойственные ранним стадиям, включаются в структуры, свойственные последующим стадиям, следовательно, формирование первых необходимо для возникновения последних.
4. Целостность.
Интеллектуальные структуры, присущие данной стадии развития, составляют единое целое.
5. Подготовка и реализация.
Каждая стадия имеет процесс подготовки, когда структуры, характерные для данной стадии, формируются и организуются. В процессе реализации интеллектуальные структуры образуют устойчивое и организованное целое.
|
|
6. Деколяж (расклинивание, расхождение).
Одни и те же формы познавательной деятельности могут проявляться на разных стадиях развития. Если одна и та же форма проявляется несколько раз на одном и том же периоде развития - это горизонтальный деколяж, если на разных стадиях развития интеллекта -вертикальный.
Брунер и Левин выделили 3 подхода, различающихся по эффективности и уровню сложности:
1. Случайный перебор — перебор случайных гипотез, затем их оценка. Метод проб и ошибок. Эту стратегию используют дети и субъекты со слабоструктурированным мышлением. Недостаток: несистематичность поиска приводит к неполному результату, а следовательно, происходит либо отказ от дальнейших попыток, либо неприятные последствия.
2. Рациональный перебор - исследование некоего центрального, промежуточного или наименее рискованного предположения, затем, изменяя каждый раз по одному элементу, «отсечение» неверных направлений поиска. Например: отгадать букву алфавита.
3. Систематический перебор - субъект охватывает своим умом всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за другой.
Изучая человеческое сознание, всегда необходимо помнить, что человек - общественное существо, его деятельность - общественная деятельность, и сознание его - общественное сознание. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Совершающийся на основе совместной практической деятельности процесс сознательного общения между людьми осуществляется через речь. Поэтому общественный характер человеческого сознания определяется единством речи и сознания.
|
|
Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека не ограничивается личным опытом и собственными наблюдениями, а посредством языка обогащается результатами общественного опыта. Таким образом, благодаря речи наблюдения и знания всех людей становятся достоянием каждого. Речь своеобразно размыкает сознание другого человека, делая его доступным для различных воздействий.
Основная функция сознания - это осознание бытия, его отражение. Эту функцию язык и речь выполняют специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве, - это обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого.
Речь - это сложившаяся исторически форма общения человека с другим человеком или с самим собой, опосредованная использованием естественного языка.
Язык - это система знаков, способ передачи социального опыта. Язык существует и реализуется через речь
Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет смысловое содержание, которое составляет его значение. Слово обозначает предмет, который оно обобщенно отражает. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова.
Но значение - не пассивное отражение предмета самого по себе, оно определяется через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Следовательно, значение формируется в общественной деятельности и включено в процесс общения между людьми.
Носителем всегда служит данный в восприятии или представлении чувственный образ - слуховой (звучание), зрительный (графический) и т. д. Но основным в слове является его значение, его семантическое содержание. Только в поэзии звучание слова играет более существенную роль. Обычно же все наше внимание сосредоточено на смысловом содержании речи.
Чувственный носитель значения в слове выполняет по отношению к значению функцию знака, и, следовательно, слово является единством значения и знака. В буквальном же смысле под знаком понимают нечто, что не имеет своего внутреннего значения, - некоторую внешнюю чувственную данность, которая превращается в условного заместителя или же метку чего-то другого. Таким образом, знак - это чувственная сторона, значение - смысловая.
Значение слова - это его собственное семантическое содержание, являющееся обобщенным отражением предмета. Поскольку слово - отражение предмета, между словом и предметом устанавливается внутренняя связь по существу, по общности содержания. Поэтому слово перестает быть только знаком, каким оно становится неизбежно, когда значение слова выносится за его пределы.
Значение каждого слова в своей понятийной определенности соотносится с определенным контекстом (слово может менять свое значение в окружении других слов).
Употребление слова в различных или изменяющихся контекстах приводит к тому, что новое содержание включается в него и, преобразуя его, закрепляется в нем так, что оно входит в собственное значение слова и сохраняется за ним и вне данного контекста.