Проведение осмотра
Целью проведения осмотра является получение информации, необходимой для решения задач выездной налоговой проверки, путем установления соответствия документальной информации, представленной проверяемым, фактическому состоянию.
Возможными причинами проведения осмотра в ходе выездной налоговой проверки в НК названы:
– необходимость определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком;
– выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки.
О производстве осмотра составляется отдельный протокол.
НК названы четыре объекта, осмотр которых возможен в рамках налоговой проверки:
– территория проверяемого налогоплательщика;
– помещения проверяемого налогоплательщика;
– документы;
– предметы.
Осмотр помещений и территорий. Налоговым органам предоставлено право осматривать любые, независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные помещения и территории:
|
|
– используемые налогоплательщиком для извлечения дохода;
– связанные с содержанием объектов налогообложения.
Осмотр документов и предметов. В отличие от осмотра помещений и территорий осмотр документов и предметов может производиться и вне рамок выездной налоговой проверки. К таким исключениям отнесены ситуации, когда:
– документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;
Инвентаризация проводится в целях:
– выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
– сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
– проверки полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризация имущества, принадлежащего налогоплательщику, производится в рамках выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов.
Налоговый кодекс не содержит специальной статьи, посвященной процедуре инвентаризации. В настоящее время этот вопрос урегулирован предписаниями «Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке», утвержденного совместным приказом Минфина России № 20н и МНС России № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
В составе имущества налогоплательщика, подлежащего инвентаризации, названы:
– основные средства;
– нематериальные активы;
– финансовые вложения;
– производственные запасы;
– готовая продукция;
– товары;
– прочие запасы;
– денежные средства;
– кредиторская задолженность;
|
|
– иные финансовые активы.
В рамках налоговой проверки инвентаризация производится в отношении имущества, внесенного в соответствующий перечень. При этом инвентаризации может быть подвергнуто любое имущество налогоплательщика независимо от места его нахождения.
Перечень имущества, подлежащего инвентаризации в ходе налоговой проверки, устанавливается руководителем или заместителем руководителя налогового органа.
Все полученные в ходе инвентаризации результаты заносятся в инвентаризационные описи. Составленные инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие у них каких-либо претензий к членам комиссии.
Акт инвентаризации по окончании налоговой проверки подлежит приложению к акту налоговой проверки. Акт инвентаризации составляется не менее чем в двух экземплярах.