Становление сравнительного менеджмента как учебной дисциплины за рубежом

Выводы

V. Эпоха глобализации (с 1970 года)

IV. Эра национальных государств (1945-1970)

Окончание второй мировой войны, а затем борьба двух социаль­ных систем ускорили превращение бывших колониальных территорий в самостоятельные независимые государства. Изменение мирового порядка привело к исчезновению колониальных империй. Новые государства по­лучили как независимость, так и весь комплекс проблем, связанных с прежним колониальным развитием. Одной из главных проблем являлась односторонность экономического развития (как правило, экономика ко­лонии развивалась в качестве сырьевого придатка метрополии).

Именно эра национальных государств, особенно ее последнее десятилетие, стала периодом возникновения и бурного развития транс­национальных корпораций. Причем, если в послевоенный период они были, прежде всего, характерны для США, то в последующие годы на мировой арене в полный голос заявили о себе такого рода корпорации Западной Европы, Японии, Канады, Австралии и других развитых стран. Транснациональные корпорации стали провозвестниками пре­вращения международного бизнеса в наиболее важную часть мирового развития, своего рода локомотивом, «вытягивающим» разные страны на более или менее схожие уровни развития. Вместе с тем резко прояви­лись и негативные стороны деятельности ТНК, которые, прежде всего, связаны с несправедливыми экономическими отношениями между ними и слаборазвитыми странами, только вышедшими из колониального по­ложения.

Со временем взаимоотношения компаний с властью измени­лись. Международные монополии в этот период уже вынуждены счи­таться с национальными государствами. Главный мотив ведения меж­дународного бизнеса в эру национальных государств - рыночное разви­тие международных компаний.

Основные черты эры национальных государств:

§ на бывших колониальных территориях появилось более 150 но­вых государств, но со старыми проблемами;

§ взаимодействуют как местные и иностранные менеджеры, так и многонациональные фирмы и местные власти, а также многона­циональные корпорации между собой.

С. Ронен (амер. ученый) обозначил 70-е годы как начало эпохи глобализации из-за изменения структуры международного бизнеса. В этот период наблюдалось падение роли американских корпораций и возрастание активности компаний из других развитых стран. Представляется, что глобализация связана с более фундаментальными изменениями миро­вой экономики - возникновением мировой системы хозяйства. Истоки этого процесса можно, разумеется, найти и в середине двадцатого ве­ка.

Его индикаторами являются такие тенденции как опережающий рост мировой торговли по сравнению с ВВП и превышение темпов роста прямых инвестиций над увеличением товарооборота между странами.

Основными чертами эпохи глобализации являются:

§ возникновение и развитие системы мирового хозяйствования;

§ качественный скачок в развитии коммуникаций (транспорт, связь);

§ функционирование мировой финансовой системы;

§ глобализация рынка труда;

§ развитие информационных технологий.

Возникновение и развитие мировой системы хозяйствования означает существование тесно переплетающихся процессов производст­ва и торговли товарами и услугами между практически всеми странами мира. При этом, естественно, выделяются страны и группы стран с бо­лее интенсивным вовлечением в мировые бизнес-процессы и с менее интенсивным.

Важнейшим фактором глобализации стало развитие всемирных коммуникационных сетей транспорта и связи. При этом существенное ускорение физического перемещения грузов из одних точек планеты в другие, и практически мгновенный обмен информацией между этими точками делают мировую деловую среду действительно единым орга­низмом, в котором тесные производственно-торговые взаимосвязи ре­ально опираются на исключительно плотную и максимально эффектив­ную сеть коммуникаций.

Огромнейшее значение в глобализации деловой жизни планеты сыграло создание и развитие мировой финансовой инфраструктуры с обеспечением свободного перелива между странами, регионами и кон­тинентами многомиллиардных потоков капитала и оказанием десятков видов финансовых услуг.

Совершенно то же самое можно сказать о глобализации миро­вой системы использования трудовых ресурсов, причем перелив рабо­чей силы из страны в страну в глобальном масштабе вновь заставил с особым вниманием относиться к вопросам, входящим в сферу сравни­тельного менеджмента. В эпоху глобализации государства потеряли монополию на регулирование рынка рабочей силы. Они конкурируют на нем так же, как и на рынке капитала.

По-видимому, наиболее впечатляющей сферой глобализации стала область выработки и обмена информацией на базе современных информационных технологий. Именно эта сфера является в настоящее время наиболее мощным фактором-ускорителем не только интернацио­нализации бизнеса, но и жизни на планете вообще.

В этой связи можно было бы отметить и такие важнейшие сферы интернационализации, как система образования, области социального и политического взаимодей­ствия.

В определенном смысле процессу глобализации противостоит регионализация - создание замкнутых региональных группировок. Здесь, с одной стороны, ограничиваются контакты с партнерами из других регионов, но, с другой стороны, идет интенсивное развитие и создается модель многонационального взаимодействия.

Какие бы фак­торы не учитывались в анализе процессов глобализации и регионализации, представляется исключительно важным иметь достаточно объ­ективные, сбалансированные и взвешенные представления о позитив­ных и негативных последствиях интернационализации бизнеса. В ча­стности именно события последнего времени показали, что высокая деловая и особенно финансовая взаимозависимость стран создают очень хрупкую мировую структуру, в которой даже относительно не очень мощные, «отрицательные сигналы» в одной из ее частей (биржи, банки, корпоративные альянсы и т. д.) могут крайне болезненно ска­заться на других частях.

В условиях глобализации основным мотивом ведения междуна­родного бизнеса становится высокая (глобальная) конкуренция между корпорациями. МНК становятся гибкими, они не могут себе позволить игнорировать ни один из заметных региональных рынков, так как неиз­вестно какие рынки могут стать решающими в мировой гонке.

Рассмотрение истории международного бизнеса в контексте сравнительного менеджмента позволяет сделать определенные выводы:

1. Во-первых, становится ясным, что задачи менеджмента и управленческие технологии меняются вместе с изменением условий международного бизнеса.

2. Другой вывод заключается в том, что существуют известные различия в позиции многонациональных компаний и интересами мест­ных властей, национального бизнеса. Тем не менее, развивающиеся страны не могут успешно конкурировать на мировом рынке без привле­чения передовых иностранных технологий, в том числе, и в сфере ме­неджмента. Однако та же конкуренция заставляет многонациональные компании осваивать зарубежные рынки, взаимодействовать с нацио­нальным бизнесом.

3. Успешность взаимодействия сторон в международном бизнесе зависит от способности менеджеров понимать и использовать в своих интересах особенности национальной культуры.

4. С развитием международного бизнеса повышается роль про­блем, являющихся объектом рассмотрения в сравнительном менедж­менте. В эпоху глобализации это область выделяется в отдельное на­правление исследований.

Сопоставлениям различных систем менеджмента предшествовали проведённые в 50-60-х гг. прошлого столетия исследования межкультурных различий в управ­ленческой практике, на которые стали обращать внимание, прежде всего, амери­канские транснациональные компании. Они и инициировали первые исследова­ния этих проблем. Постепенно стал формироваться категориальный аппарат. Первые работы, в том числе и те, в названии которых фигурировало словосочета­ние «сравнительный менеджмент», в основном носили популярный характер и предлагали практические указания и рекомендации при общении с представите­лями других культур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: