ОГЛАВЛЕНИЕ
Москва, 2005
Курс лекций
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Э.А. ПОНУЖДАЕВ
доктор философских наук, доцент
ВВЕДЕНИЕ.. 4
ТЕМА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ.. 5
1.1. Сущность и специфика организационного поведения субъекта. 5
1.2. Система основных понятий (тезаурус) учебной дисциплины.. 6
ТЕМА 2. ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ.. 10
2.1. Генезис и эволюция науки об организационном поведении. 10
2.2. Общая характеристика ОП: место в системе научного знания, объект, предмет, функции и концептуальные подходы 14
2.3. Особенности менталитета и организационного поведения россиян. 16
ТЕМА 3. ЛИЧНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ.. 21
3.1. Личность в системе общественных отношений. 21
3.2. Типология личности. 21
3.3. Современные концепции и модели поведения личности в организации. 31
ТЕМА 4. МОТИВАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ.. 38
4.1. Сущность и специфика трудовой мотивации. 38
4.2. Прикладное значение содержательных и процессуальных теорий мотивации в современных условиях. 41
|
|
4.3. Диалектика финансово-экономического, административно-правового и социально-психологического стимулирования персонала организации. 52
ТЕМА 5. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ.. 56
5.1. Природа группового поведения. 56
5.2. Основные этапы и проблемы формирования группы.. 59
5.3. Методы оптимизации профессиональной деятельности групп. 61
ТЕМА 6. ЛИДЕРСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ.. 68
6.1. Понятия «лидер», «лидерство», «лидерский потенциал». 68
6.2. Основные теории и концепции лидерства. 70
6.3. Лидерство как внутригрупповой феномен. 77
6.4. Власть и организационная политика в группе. 79
ТЕМА 7. КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ.. 83
7.1. Сущность и структура коммуникации. 83
7.2. Классификация и общая характеристика коммуникаций. 85
7.3. Коммуникативные барьеры и средства их преодоления. 94
ТЕМА 8. УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ.. 96
8.1. Особенности управления организацией на основных этапах жизненного цикла. 96
8.2. Репутация организации: сущность, содержание, механизм формирования. 103
ТЕМА 9. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ И НОВОВВЕДЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 107
9.1. Сущность и классификация организационных изменений. 107
9.2. Модели управления организационными изменениями. 108
9.3. Методы преодоления сопротивления организационным инновациям.. 111
ТЕМА 10. ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ.. 114
10.1. Сущность и содержание персонального менеджмента. 114
10.2. Методы персонального и профессионального саморазвития менеджера. 116
ТЕМА 11. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ. 135
11.1. Сущность поведенческого маркетинга. 135
11.2. Модель покупательского поведения и типы клиентурных отношений. 136
|
|
11.3. Основные модели и механизм формирования организационного поведения. 138
ТЕМА 12. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ.. 142
11.1.Сущность международного бизнеса и международного менеджмента. 142
11.2. Специфика формирования организационной культуры многонациональной компании (МНК) 142
11.3. Особенности отбора и мотивации персонала МНК.. 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 152
ЛИТЕРАТУРА.. 154
1. Основные концепции и школы менеджмента. 155
2. Основные черты российской системы управления. 156
3. Модели финансово-трудовых отношений в современной России. 159
4. Методика оценки типа личности (по К.-Г. Юнгу) 160
5. Основные типы личности (по К.-Г, Юнгу) и стили решения проблем.. 162
6. Основные теории мотивации персонала. 163
7. Способы мотивации деловой карьеры сотрудников МНК.. 164
Целью лекционного курса является краткое изложение фундаментальных основ науки о поведении людей и групп в организациях, формировании поведенческих моделей и инструментах управления этими предметными областями[1]. Лекционный материал раскрывает основные положения образовательной программы подготовки менеджера по дисциплине «Организационное поведение» (ОПД.Ф.09). Он структурирован в соответствии с программой учебной дисциплины и «синхронизирован» с проблемно-тематическим курсом.
Курс лекций содержит минимум информации, которой достаточно для уяснения исходных теоретических положений и актуальных проблем учебной дисциплины. Данное обстоятельство усиливает роль самостоятельного изучения специальной учебной, научной и справочно-энциклопедической литературы. В список рекомендованных источников включены наиболее интересные и доступные студенческой аудитории труды отечественных и зарубежных авторов. Они позволят расширить объем теоретических знаний до уровня, необходимого для успешного прохождения аттестации по дисциплине, и окажутся полезными для приобретения и развития умений и навыков управления современными организациями.
Особенностью лекционного курса является его двойственность: доступность для начинающих и глубина погружения в проблематику организационного поведения (ОП), необходимая более опытным менеджерам. Надеюсь, что даже весьма «продвинутые» специалисты-управленцы найдут в нем немало полезного и продуктивного, а «живое» изложение тем учебной дисциплины послужит катализатором для очных и заочных дискуссий с автором и коллегами по управленческому цеху. В том, что это будет действительно так, меня убедили многочисленные занятия, проведенные в течение последних десяти лет с весьма «пестрой» студенческой аудиторией – мужчинами и женщинами, вчерашними школьниками и их родителями, «акулами» бизнеса и «мелкой рыбешкой», занятыми и временно неработающими, гражданами России и «сопредельных» государств, жителями Белорецка (Республика Башкортостан), Владивостока, Екатеринбурга, Калининграда, Киселевска (Кемеровская обл.), Минска, Москвы, Мурманска, Омска, Челябинска …
Всех своих бывших и нынешних учеников я благодарю за осознанное или нет, однако, существенное обогащение теории и практики управления, которое нашло отражение не только в данном учебном пособии, но и в других работах автора …