Лекция 3. Функционально-аксиологические основания культуры

Лекция 2. Мифологические основания культуры

3. Формирование мифологического сознания. Формирование мифологического сознания в древнем обществе обусловлено потребностями освоения мира для гарантий безопасности и гарантий пропитания. Днем эту безопасность обеспечить легче в связи с возможностью заблаговременно обнаружить опасность и принять решение о том, готов ли к ней человек, ведь страх, по Фрейду, есть реакция на нашу неготовность к опасности. Ночью обнаружить опасность гораздо труднее, особенно в связи с хрупкостью и неустойчивостью психики древнего человека, поэтому ему приходилось повышать свою уверенность в безопасности с помощью иллюзорных способов и средств, которые тем не менее давали реальные гарантии безопасности: это призывы к духу-тотему, с которого и начинается мифология, затем мифологические ритуалы и обряды. Три этапа развития мифологического сознания: 1) мир есть «Я»; 2) мир есть «Ты»; 3) мир есть «оно».

4. Основные функции мифа в культуре. 1) обнадеживание; 2) аксиологическая; 3) телеологическая; 4) коммуникативная; 5) праксеологическая (гадание и магия); 6) компенсаторная; 7) познавательно-объяснительная; 8) интегративно-побудительная.

5. Мифологические легенды о возникновении мира и культуры. Космогонические мифы о сотворении мира опираются на три типичных сюжета: 1) рождение мира из яйца, которое снесла птица; 2) сотворение мира из тела великана; 3) сотворение мира из комочка земли, который достала водоплавающая птица со дна моря-океана. Мифы о сотворении мира рассказывают на самом деле о факте осознания и переорганизации мира, его освоения человеком, то есть начала культурного освоения мира человеком.

Возникновение жизни на Земле описывается тремя основными гипотезами: а) творение мира Богом за шесть дней; б) самозарождение белка в концентрированном солевом растворе и эволюция по Дарвину; в) занесение жизни извне кометами, метеоритами или инопланетянами. Гипотеза Хосе Аргуэльеса.

6. Культура как ценностная картина мира. Ценность есть объективное отношение свойств предмета к потребностям человека, а оценка есть субъективное отношение человека к свойствам предмета. Ценностная картина мира складывается в результате освоения мира в ответ на его потребности. Изучив систему потребностей, можно понять систему ценностей человека. Эта картина мира имеет много уровней, выражающих многоплановый характер потребностей человека и включенность в различные социальные общности, каждая из которых в интересах своего функционирования навязывает индивид свои ценности. Наиболее общий уровень ценностной картины мира ‑ это общечеловеческие ценности, которые можно объединить в девять групп:

1)Онтологические: свобода, правда, справедливость, независимость, честь;

2) Экзистенциальные: мир, покой, безопасность, благополучие, здоровье;

3) Экономические: богатство, изобилие, благосостояние, успех, процветание;

4) Самоутверждения: слава, престиж, популярность, известность, уважение, авторитет;

5) Эстетические: красота, грация, возвышенное, комическое, трагическое;

6) Нравственные: благо, честность, порядочность, благодарность, долг, благородство, совесть, щедрость, добро;

7) Телеологические: смысл жизни, цель, надежда, вера, Бог, милосердие;

8) Человеческих отношений: дружба, любовь, преданность, верность, взаимопомощь, альтруизм;

9)Интеллектуальные: мудрость, знание, ум, рассудок, разум.

7. Нравственные основания культуры. Нравственность есть уровень нормативной организованности поведения в интересах общего блага. Мораль — это абстрактные категории, законы и принципы, служащие для оценки и регулирования нравственного поведения. Этика — это философская наука, изучающая нравственность и помогающая формулировать законы морали. Основные этапы развития нравственности: 1) «убить своего — преступление, убить чужого — подвиг»; 2) «око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь»; 3) «чего себе не желаешь, того и другим не делай»; 4) «если ударили по щеке, подставь вторую»; 5) «поступай так, чтобы человек для тебя был целью, а не средством, и чтобы любой твой поступок мог стать моральным законом для всего человечества» (И. Кант); 6) «все люди свои» в одном отношении (как жители планеты Земля), и чужие — в других.

Истоки зла и агрессивности: унаследованная от животных агрессивность (гормон «тестостерон») и усталость от избыточного общения и ритмов большого города (К. Лоренц), нереализованная жизненная энергия (нереализованный смысл жизни) и защитная агрессивность (Э. Фромм), травмы рождения (С. Гроф), повышенная солнечная активность (А. Чижевский), инстинкт Танатоса (З. Фрейд), иллюзии рационализма (В. Пивоев).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: