54. Утопии и антиутопии в современной культуре. Утопия имеет своим источником архетип внутриутробного блаженного существования плода. Родоначальник утопизма Томас Мор в XVI в. не собирался реализовать утопию, она нужна была лишь как абстрактный теоретический образец, сравнивая с которым реальную жизнь, можно пытаться ее исправлять. Начиная с XIX века, Фурье и Оуэн пытались реализовать утопию, но безуспешно. Удачной явилась программа израильских киббуц, которые были созданы последователями Л. Н. Толстого. Наиболее масштабная попытка утопии предпринята в Советском Союзе. Ее уроки поучительны для всех, отсюда появился в ХХ в. антиутопии, задача которых: показать, что будет, если утопию реализовать в жизнь. Е. Замятин «Мы», В. Тендряков «Покушение на миражи», О. Хаксли «О, дивный новый мир», Д. Оруэлл «1984» и памфлет «Скотский хутор», опера Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом». Утопии будут продолжаться, поскольку противоречия жизни и идеала преодолеть невозможно.
55. Проблема пересмотра современной ценностной картины мира. Переоценка ценностей на рубеже веков предпринимались многими авторами (А. Тоффлер, Э. Фромм, Далай Лама). Можно предложить и такую попытку:
«Современная» картина мира | «Постсовременная» картина мира |
Рационализм | Разум как единство рационального и иррационального, доверие иррациональному, синархия |
Редукционизм, упрощение, понимание целого как суммы элементов | Холономность, целостность |
Господство над природой | Подчинение мудрости природы |
Атеизм | Вера в абсолютные ценности, в том числе и в Бога |
Равенство (общее в различном) | Неравенство (различное в общем) |
Свобода как цель(как абсолютная «вещь-в-себе») | Свобода как средство (свобода, соединенная с долгом) |
Традиционализм, неизменность | Социальная динамика, гибкость |
Технологические критерии общественного прогресса | Духовные критерии общественного развития |
Иметь (потребительство, самореализация в обладании) | Быть (самореализация через самоотдачу) |
56. Цели и смысл культуротворчества. Общий смысл культуротворчества заключается в реализации антиэнтропийной функции, в созидании усложняющейся упорядоченности мира согласно формуле М. Хайдеггера («человек есть пастух бытия»). Одновременно можно сказать так, что смысл культуротворчества мифологичен, то есть в каждой системе ценностей и в каждой религии культуротворчество подчиняется своим смысловым программам: в христианстве оно увязывается со вторым пришествием Христа и переходом праведников в «небесный Иерусалим»; для мусульман ‑ приходом пророка Махди, который разрушит царство ложного пророка Джаддала, и уведет всех правоверных в рай; для буддистов ‑ со стремлением к нирване или просветлению (сатори), к соединению с верховным Атманом в вечном блаженстве.