Лекция 17. Телеология культуры

54. Утопии и антиутопии в современной культуре. Утопия имеет своим источником архетип внутриутробного блаженного существования плода. Родоначальник утопизма Томас Мор в XVI в. не собирался реализовать утопию, она нужна была лишь как абстрактный теоретический образец, сравнивая с которым реальную жизнь, можно пытаться ее исправлять. Начиная с XIX века, Фурье и Оуэн пытались реализовать утопию, но безуспешно. Удачной явилась программа израильских киббуц, которые были созданы последователями Л. Н. Толстого. Наиболее масштабная попытка утопии предпринята в Советском Союзе. Ее уроки поучительны для всех, отсюда появился в ХХ в. антиутопии, задача которых: показать, что будет, если утопию реализовать в жизнь. Е. Замятин «Мы», В. Тендряков «Покушение на миражи», О. Хаксли «О, дивный новый мир», Д. Оруэлл «1984» и памфлет «Скотский хутор», опера Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом». Утопии будут продолжаться, поскольку противоречия жизни и идеала преодолеть невозможно.

55. Проблема пересмотра современной ценностной картины мира. Переоценка ценностей на рубеже веков предпринимались многими авторами (А. Тоффлер, Э. Фромм, Далай Лама). Можно предложить и такую попытку:

«Современная» картина мира «Постсовременная» картина мира
Рационализм Разум как единство рационального и иррационального, доверие иррациональному, синархия
Редукционизм, упрощение, понимание целого как суммы элементов Холономность, целостность
Господство над природой Подчинение мудрости природы
Атеизм Вера в абсолютные ценности, в том числе и в Бога
Равенство (общее в различном) Неравенство (различное в общем)
Свобода как цель(как абсолютная «вещь-в-себе») Свобода как средство (свобода, соединенная с долгом)
Традиционализм, неизменность Социальная динамика, гибкость
Технологические критерии общественного прогресса Духовные критерии общественного развития
Иметь (потребительство, самореализация в обладании) Быть (самореализация через самоотдачу)

56. Цели и смысл культуротворчества. Общий смысл культуротворчества заключается в реализации антиэнтропийной функции, в созидании усложняющейся упорядоченности мира согласно формуле М. Хайдеггера («человек есть пастух бытия»). Одновременно можно сказать так, что смысл культуротворчества мифологичен, то есть в каждой системе ценностей и в каждой религии культуротворчество подчиняется своим смысловым программам: в христианстве оно увязывается со вторым пришествием Христа и переходом праведников в «небесный Иерусалим»; для мусульман ‑ приходом пророка Махди, который разрушит царство ложного пророка Джаддала, и уведет всех правоверных в рай; для буддистов ‑ со стремлением к нирване или просветлению (сатори), к соединению с верховным Атманом в вечном блаженстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: