Вопрос 3. Российская социология

Обратимся к истории отечественной социологической школы. Становление российской традиции анализа общественной жизни по форме прошло в целом те же этапы, что и на Западе, но имело значительное своеобразие по содержанию, так как было сосредоточено вокруг ключевой для существования российского общества проблемы — проблемы целостности огромной страны, создания из разноплеменных, рассредоточенных по необъятной территории людей единого общества, складывания структуры общения как условия самосохранения и развития россиян. Анализ этой проблемы начат в XI в. в «Слове о законе и благодати» Илариона и продолжается по сей день.

Данный вопрос явился организующим при формировании во второй половине XIX в. русской социологической школы. С основными идеями О. Конта русская публика знакомилась по публикациям В. А. Милютина, П. Л. Лаврова, Д. И. Писарева, Е. В. Де Роберти практически одновременно с европейской. Авторы этих статей относились весьма критично к концепции основателя социологии и давали ей собственную оценку.

В развитии российской классической социологии XIX – начала ХХ вв. достаточно четко просматриваются три исторических этапа.

Первый этап: 1860 - 1890 -е годы.Как и на Западе, социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины О. Конта. При этом следует подчеркнуть, что увлечение позитивизмом в России не было простым заимствованием. Напротив, российские социологи даже объективного направления никогда не были правоверными позитивистами, относились к идеям Конта и близких ему мыслителей достаточно критично. Более того, такие социологи, как П. Лавров или Н. Михайловский, сложились как позитивисты во многом еще до знакомства с идеями Конта, Спенсера и др. В позитивизме российских социологов привлекало стремление к научному методу, синтезу знаний, к созданию науки об обществе, и он рассматривался ими как логика современной науки [11]. В духе Конта на первом этапе российской социологии был понят ее предмет: социология рассматривалась как высшая наука, опирающаяся на синтез всех научных знаний и исследующая всеобщие социальные законы.

В течение первого периода произошла легитимизация социологии в России. На рубеже 70 – 80-х гг. XIX в. обозначились первые итоги методологической дискуссии о статусе новой науки, появились публикации, четко зафиксировавшие рождение двух противоположных направлений – объективного и субъективного. Сложился ряд школ и направлений социологических исследований. Среди них можно выделить следующие:

¨ натуралистическая социология (Н.Я. Данилевский, А.И. Стронин, Л.И. Мечников и др.);

¨ психологические направления (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, Е.В. де Роберти и др.);

¨ позитивистская школа М.М. Ковалевского;

¨ экономический материализм (Г.В. Плеханов).

Правда, говорить о школах в российской социологии из-за отсутствия институциональных основ можно лишь с известной долей условности. В основном они представляли собой идейную общность, дружеские контакты, литературное сотрудничество.

Второй этап: 1890 – 1900годы. Утверждается мнение, что социология есть одна из многих социальных наук, имеющая собственный предмет исследования и своеобразные задачи. В таком понимании социология все более положительно принимается в научных и общественных кругах, проникает в академическую среду, ее методы начинают широко использоваться в других социальных дисциплинах. Более того, следует подчеркнуть, что создание различного рода прикладных социологий было начато именно в России.

Рубеж веков характеризуется осознанием кризиса социологии, причины которого усматривались в неадекватности методологии классического позитивизма потребностям научного познания общества. На передний план выходит анализ философских предпосылок социологического познания. Ведущей социологической школой становится неокантианство (Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий и др.). Утверждается экономический материализм (или марксистская социология), причем в двух вариантах: ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин) и неортодоксальный, «легальный марксизм» (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский), весьма близкий с точки зрения методологии к неокантианству. В этот же период начинается, хотя и эпизодическое, преподавание социологии, а также начала решаться и проблема институционализации социологии: в 1908 г. в Петербурге был открыт частный Психоневрологический институт во главе с академиком В.М. Бехтеревым с первой российской социологической кафедрой, которую возглавляли М.М. Ковалевский, Е. де Роберти, позднее – П.А. Сорокин.

Третий этап: 10 – 20годы XX века. Это период, когда социология четко определяет свой предмет и самое себя как общую теорию социального, из чего вытекает снятие антиномии объективизма и субъективизма.

Ведущей в социологии становится неопозитивистская ориентация (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая). Одновременно оформляется своеобразная христианская социология в русле религиозной философии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк). В рамках ортодоксального марксизма, с одной стороны, усиливается политизация социальной теории (В.И. Ульянов-Ленин), с другой – выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А. Богданов).

Усиливается процесс институционализации социологии: в 1912 г. открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; в 1916 г. учреждается русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского; в 1917 г. вводится ученая степень по социологии; в 1920 г. в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П.А. Сорокиным.

Особенности российской социологии:

1. слабое использование формализованных теоретических моделей и количественных (эмпирических) методов изучения социальных явлений;

2. поиск социального и политического идеала для России;

3. этико-нравственная, духовная направленность, большая роль оценочных суждений в социологических концепциях;

4. значительная публицистичность и связь с литературой;

5. высокая степень политизированности и идеологизированности;

6. существенное влияние идеи социализма;

7. выдвижение и изучение особой проблемы, неизвестной западной социологии – проблемы интеллигенции;

8. невостребованность социологических данных и рекомендаций, более того, очевидная враждебность к социологии со стороны государственной власти, чиновничьего аппарата.

Позитивистское направление. М.М. Ковалевский (1851 – 1916)

Социология – это наука об организации и эволюции человеческого общества. Главная задача социологии – исследовать коллективное сознание социальных групп. Исторический процесс носит закономерный и поступательный характер. Основной закон социологии – это закон прогресса. Сущность же социального прогресса – это развитие солидарности между людьми. Общество большей частью плавно, эволюционно переходит от одного состояния к другому. При этом Ковалевский особо подчеркивал положительную роль преемственности в общественном развитии. Обосновывая эволюционный характер общественного прогресса, Ковалевский отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции. Для него революция – это случайное и патологическое явление общественной жизни. В нормальном обществе постоянное действие социальной солидарности приводит к утверждению компромиссных способов согласования социальных интересов, к торжеству консенсуса. Однако революции становятся неизбежными, когда правящие верхи избегают назревших реформ и препятствуют социальной солидарности.

М.М. Ковалевский разработал плюралистическую концепцию социальной причинности: не существует главных, решающих причин социальных явлений и процессов. Все они равноправны между собой. Следовательно, социологическое исследование должно учитывать все множество причин и факторов. Особое внимание следует направлять на изучение одновременного, параллельного, но разнонаправленного воздействия этих факторов на развитие общественной жизни.

М.М. Ковалевский много сделал для разработки и обоснования историко-сравнительного метода. С его помощью можно обнаружить общие законы исторической эволюции и специфические особенности развития разных народов и их культур. Так возникает возможность социологического прогнозирования.

Религиозно-консервативное панславистское течение в русской позитивистской социологии представлено Н. Я. Данилевским (1822—1885). Данилевский соединил в своей концепции общий позитивистский подход (изучение социальных явлений через призму естественнонаучной методологии) и этно-биологический детерминизм. Он выдвинул в работе «Россия и Европа» теорию обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Для него основной формой социальности явилась этническая общность. Подобно живым организмам эти этнические общности непрерывно борются друг с другом и с окружающим миром. Наивысшей формой развития этноса выступает локальный культурно-исторический тип, или цивилизация. Главным критерием выделения цивилизаций у Данилевского явилась языковая общность. Каждая цивилизация проходит в своем развитии четыре стадии: зарождения, возмужания, дряхлости и гибели.

В истории Данилевский выделял 13 таких цивилизаций. Но все они были односторонними, и потому довольно быстро (по историческим меркам) исчерпали возможности своего творческого развития. Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Данилевский считал «славянский», наиболее выраженный в русском народе. Именно эта цивилизация сможет наиболее равномерно, органично и творчески развить сразу все четыре сферы человеческой деятельности, образующие соответствующие основы цивилизации:

v религиозную;

v культурную (интеллектуальное и художественное творчество);

v политическую (имперскую);

v социально-экономическую.

Для решения поставленной исторической задачи необходимо сформировать некую «всеславянскую православную федерацию», которая будет политически защищать и пестовать будущую универсальную цивилизацию.

Как видим, исходя из общих с Г. Спенсером методологических предпосылок органицизма, Данилевский приходит совершенно к другим социальным и мировоззренческим выводам. Он создал одну из первых в истории социальной мысли антиэволюционистскую концепцию общественного прогресса. Данная концепция стала идейной основой воинствующего славянофильства. Не случайно эта концепция была подвергнута жесткой критике со стороны большинства российских социологов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: