Структура культуры

Вопрос 3. Структура и типология культуры. Понятие субкультуры

Как уже указывалось, культурная статика – это особый взгляд на культуру, который выделяет в ней ее элементы и соотношение между ними. Культуры всегда отличаются друг от друга, так как отражают уникальный, неповторимый опыт разных народов. Однако между ними есть и много общего. В частности, они содержат одни и те же элементы и обычно выполняют одни и те же функции. Именно это общее и имеется в виду, когда говорят о культурной статике.

Многообразие сущностных проявлений культуры как формы или типа развития общества ставит проблему выделения каких-либо общих компонен­тов, показателей, в которых отражается содержание. К таким компонентам культуры мы можем отнести: ценности, верования, нормы, язык, технику (т.е. материальные ценности, созданные руками человека). К основным нематериальным элементам культуры относят ценности, нормы, обычаи, этикет, тради­ции, язык, обряд.

Утверждение ценностей в качестве ориентиров человеческой жизнедеятельности есть результат действия закона возвышения потребностей людей, появления возможности наряду с непосредственно утилитарным и ассоциативно-творческого восприятия действительности, своего рода идентификации субъ­екта с объектом, которая может быть описана лишь с помощью более широкого, чем понятия «потребность» и «интерес», термина «значение».

Другими словами, ценность – нечто более сложное и возвышенное, чем простая заинтересованность человека в предмете своей потребности, особенно трактуемой биологически. Ибо человек в отличие от животного удовлетворяет свои потребности через культуру. В свою очередь, материальные потребности и, соответственно, материальные ценности людей представляют тот естественно-исторический базис, на котором в конечном счете возникает ценностное отношение человека к действительности.

Ценности признанные всем обществом или большей его частью представления о том, к каким целям должен и/или может стремиться человек, а к чему он стремиться не может (например, десять христианских заповедей). Ценности выявляются в связи между субъектом, познающим и преобразующим мир, и объектом, на который направлено воздействие субъекта. Основой возникновения ценностного отношения между субъектом и объектом является общественно-историческая практика.

Ценности объективны по своему происхождению и содержанию, но неизбежно включают в себя и интерпретацию, оценку содержания в свете интересов общества, общности, группы, личности. Поэтому необходимо различать общечеловеческие, групповые, индивидуальные ценности культуры.

По материальным и духовным ценностям, которые то или иное конкретное общество оставило после себя, мы можем с достаточной степенью точности судить, каким оно хотело быть и было в действительности, каковы были его субъективные представления о себе, что оно могло бы еще создать, в каком направлении оно могло бы развиваться и изменяться, если бы исторические усло­вия его существования были другими. Этот подход к анализу проблем культуры позволяет понять причины социально-экономической и культурной отсталости многих народов, а значит, дать ей научную оценку. Иначе говоря, культурная ценность — не просто слепок с объекта или его воспроизведение, а своего рода мост между объектом и субъектом, обеспечивающий двустороннее движение информации между ними.

Вторым наиболее существенным компонентом культуры являются социокультурные нормы. С точки зрения философско-религиозных учений, социальные нормы поведения вносятся в сознание человека посредством воспитания и образования, представляют собой проявление особого нравственного закона или веления Бога.

Понятие «норма» в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Однако не все такие нормы мы можем называть социальными. Для определения социальной нормы необходимо выделить данную группу норм из всей нормативной совокупности, сформулировать ее специфические, отличные от других норм особенности.

Если речь идет об изучении социальных взаимодействий индивидов, что является предметной областью социологии, то, вероятно, социальными нор­мами будут являться те, которые выполняют функции регулирования этих взаимодействий, а шире — отношений человека и общества. При этом спе­цифика социальных норм будет заключаться не только в том, что они регулируют социальное поведение людей, но и в том, что они требуют действий определенного типа, выражая должное в реализации индивидуальных и общественных интересов. Поэтому нормы правила и стандарты поведения, которым должен следовать человек, если он разделяет систему ценностей культуры. Нормы поддерживаются санкциями, то есть наказаниями и наградами за их нарушение. Соответственно, санкции могут быть негативными и позитивными.

Одним из важнейших признаков социальной нормы является ее императивность (повелительность), которая означает, что поведение, не соответствующее норме, обязательно вызывает негативную реакцию у других людей.

Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном этапе жизни для упорядочения общественных отношений на разных уровнях, в разных социальных организациях. Так как общество, как и любой социальный организм, развивается, то большая часть норм постепенно утрачивает свое значение для жизнедеятельности людей или видоизменяется, а отдельные из них становятся, как и ценности, общественно значимыми, стабильными на десятилетия и даже целые века (см. рис.).

Так как любое общество представляет собой стратифицированную систему, включающую различные социальные группы, то специфические интересы этих групп будут также различаться. Представим себе интересы работодателей и наемных рабочих или интересы людей, живущих в городе и деревне. Поэтому необходимо классифицировать различного рода нормы, отражающие специфику субъекта-носителя норм (например, групповые нормы) и их

Рис. Социальные ценности и социальные нормы общества

содержание (например, нравственные, религиозные нормы).

Логически и исторически социокультурные нормы также связаны с оценкой и ценностями. В процессе освоения социальной реальности субъекты (общество, общности, группы, личность), учитывая предшествующий исторический опыт, сохраняют лишь то, что представляет для них наибольшую социальную значимость, ценность. Следовательно, норма является императивным выражением ценности, определенной системой правил, которые направлены на ее воспроизводство.

Социокультурные нормы как элемент общественного сознания несут прескриптивную информацию, т.е. включают в себя различные виды предписаний, которые в совокупности образуют сферу должного. Возникает вопрос: можно ли говорить об истинности или ложности прескриптивной информации, заключенной в социальной норме? Различные ученые придерживаются разных взглядов.

Так как социальная норма есть в сущности социальная модель поведения людей в конкретных ситуациях, то в ней проявляются и учитываются кроме позитивного содержания еще и существующие противоречия между господствующими формами бытия и теми отклонениями от них, которые неизбежно возникают в реальной человеческой жизни. Поэтому некоторые нормы наших отношений вызывают раздражение у более нравственной части общества.

Однако социальные нормы – не единственные регуляторы наших взаимодействий с обществом и другими людьми. В роли таких факторов выступают ценности, общественные идеалы, жизненные принципы. Именно в них заключается возможность зарождения и опережающего развития новых, более прогрессивных норм общественной жизни.

В некоторых сферах общественного сознания, например в морали, нормы и принципы могут совпадать. Моральные принципы могут выступать в виде наиболее общих моральных норм. Хотя, разумеется, не все нравственные нормы есть моральные принципы.

Третьим важным компонентом культуры являются верования. Несмотря на все попытки представить основной вопрос философии об отношении материи и сознания, бытия и мышления, природы и духа несущественным, вряд ли можно отрицать, что верования как особая форма мировоззрения, а значит, и культуры, прочно занимают свое место и в сознании, и в социальной практике человека.

Гносеологическая граница между знанием и верой фиксирована весьма нечетко. Чем больше современный человек познает мир, тем больше возникает белых пятен, которые пока необъяснимы. Тем самым увеличиваются основания для веры. Этому способствует и нравственный кризис общества, его социаль­ных институтов. Утрачивая веру в общество, человек возвращается к Богу, просит его помощи и поддержки. В религиозном сознании именно Бог становится тем опосредующим фактором, который регулирует взаимоотношения между людьми. Вера, а значит, и верования являются формой проявления религиозной культуры конкретного народа. Значение религии и ее института (церкви) на определенных этапах исторического развития менялось от ее полной власти над общественной жизнью до «разделения» с государством на светские и религиозные установления.

Практически нет ни одного общества или народа, у которого отсутствовали бы люди, базирующие свои жизненные ценности и нормы в основном на религиозных верованиях. Значит, для значительной части человечества религия является высшей культурной ценностью. Поэтому соблюдение религиозных норм для истинно верующих является не трудностью, а скорее основанием для удовлетворенности своей жизнью.

Если дать верованиям социокультурную оценку, то можно сказать, что в них заключена наиболее глубинная сущность общечеловеческих ценностей и норм жизни. Поэтому для сохранения мировой культуры, в том числе и материальной (в виде храмов, монастырей), религия и верования играют одну из первостепенных ролей, если не основную.

Язык как компонент культуры неразрывно связан с сознанием и жизнедеятельностью общества. Представляя собой систему фонетических символов, язык является важнейшим средством человеческого общения (коммуникации). Он хранит и передает информацию из поколения в поколение, играет большую роль в социализации индивидов. Овладение языком само по себе необходимо для большей части последующего обучения, а значит, профессиональной де­ятельности. Он – основной носитель культуры, и расширение словарного запаса может служить показателем повышения культурности человека. Иначе говоря, я зык совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, ритуальных текстов и т.д.). Язык представляет собой систему, отражающую и поддерживающую картину мира, характерную для данной культуры, а также обеспечивающую социальный контроль (поскольку норма не может существовать, не будучи выраженной языком).

Язык необходим для развития человеческого «Я», как это убедительно доказано в работах американского социолога и психолога Дж. Г. Мида, в связи с тем, что речь играет важнейшую роль в нравственном воспитании детей, в осуществлении социального контроля. Наконец, речь представляет собой средство выражения индивидуальности. Все культуры и общества допускают в из­вестных масштабах вербальные привычки, служащие для выражения индивидуальной вариации (Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961). Совершенно очевидно, что при изучении любого языка человек использует лишь незначительную часть потенциальных фонетических элементов, возможных в человеческой речи.

Существуют исторически сложившиеся разновидности языка (русский, английский, немецкий и т.д.), которые как раз и отражают социокультурную спе­цифику формирования данной общности, ее характер общения, представление о символах, эстетических оборотах, заложенных в языковой культуре. Таким образом, язык выступает важнейшим элементом не только международной, но и межкультурной коммуникации.

Фундаментальным, обобщенным элементом культуры являются обычаи. Обычаи установившиеся схемы (паттерны) поведения, обязательно на уровне культуры в целом; их можно охарактеризовать как культурные привычки. Например, способ приготовления пищи, одежда, манера поведения, осу­ществление различных обрядов, система воспитания детей, отношение к старикам, религиозные верования и т.д. выражают стиль жизни данного народа. В обычаях отражен способ видения социальной реальности в целом: природы, общества, сферы священного. Обычаи определяют поведение в целом, а потому только в минимальной степени совпадают с моральным порядком общества. В современном российском обществе обычаи и традиции регулируют в основном бытовую неформальную сферу жизнедеятельности человека. В профессиональной сфере, образовании, организованном воспитании действуют социальные институты и соответственно институциональные ролевые позиции.

В условиях распространения массовой культуры многие обычаи и традиции уходят в прошлое или существенно деформируются. Однако для определенной части нашего общества, особенно населения азиатского региона, традиции и обычаи все еще играют доминирующую роль в регулировании общественных, даже профессиональных отношений. Часто возраст человека дает ему больше прав в решении проблем, чем его социально-профессиональный статус.

В условиях урбанизации и массовых миграционных процессов все больше распространяется, особенно в городах, массовая культура, связанная с обы­чаями так называемого престижного потребления. Описанный Т. Вебленом феномен «показного потребления» [Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984] объяснял поведение человека желанием обрести социальный статус через приобретение определенного рода вещей. Такое приобретение связано не с жизненными потребностями, а с мотивом подражания социальному кругу лиц, который является референтным для человека. Это может касаться не только материальных вещей, но и форм проведения досуга, воспитания детей и т.д., например стремление родителей дать детям музыкальное образование часто вопреки отсутствию у них музыкального слуха и желания или поголовная «джинсомания», при которой джинсы из рабочей одежды американских фермеров превратились чуть ли не в праздничный наряд для молодежи.

Универсализация обычаев в значительной степени приводит к утрате национальной самобытности общества. Однако давать этому однозначно от­рицательную оценку, вероятно, нельзя, так как социально-экономический прогресс вносит свои существенные коррективы в потребности человека и всего сообщества. Эти потребности в первую очередь ориентированы на социальный комфорт, а поэтому имеют больше утилитарное значение.

Важным элементом культуры является техника, а шире – материальная культура. Она соответствует способностям, творческому гению и уровню цивилизации данного народа. Каждая культура имеет в своем арсенале целую серию технических навыков. По ним можно составить представление о принадлежности к какой-либо культуре, уровне научно-технического развития общества, эстетических ценностях и т.д.

На базе основополагающих компонентов культурыценностей, норм, верований, обычаев, языка и техники — каждый народ развивает остальные аспекты культуры: искусство, науку, философию, политику, литературу и др.

Все рассмотренные элементы культуры позволяют в комплексе оценивать ее состояние и характеризовать тенденции ее изменения. В качестве примера можно привести случай, когда Бернард Берелсон решил выяснить, насколько культурны «культурные» американцы. Если формальным признаком культуры считать чтение книг и газет, то он поинтересовался, какие темы американцев в них интересуют. Иными словами, он попытался измерить качество культурного потребления взрослых американцев, разделив литературные, журнальные и газетные жанры на высокую и массовую культуру. Выяснилось, что только 15 % читающих книги взрослых можно назвать культурными, так как они интересуются классикой: Толстой, Диккенс и др. Среди читающих газеты культурными оказался только 1 % интересовавшихся такими рубриками, как музыкальные новости, литературная критика и др.

Опираясь на изложенное, мы можем выделить уровни и формы культуры.

Было бы неверно утверждать, что культура является чем-то, полностью «покрывающим» общество. Культур существует почти столько же, сколько существует в обществе отдельных, относительно обособленных от всех остальных групп. Это вызвано тем, что культура является очень важным фактором осознания человеком своей принадлежности к оп­ределенному сообществу людей.

Однако с точки зрения соотношения между общепризнанным и частным, свойственным лишь определенной группе, выделяют следующие уровни культуры: доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.

Доминирующая культура — культура, которую разделяет большинство членов того или иного сообщества. Ее противоположностью является контр­культура совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации и т.д., выработанная членами какого-то сообщества в противовес об­щепринятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность.

Субкультура культура, выработанная в той или иной социальной группе, в том или ином сообществе. Употребление этого термина предполагает наличие культуры, которая охватывает более широкий круг людей. По мнению П.А. Сорокина, любая социальная группа неизбежно обладает культурой, так как не может существовать без компонентов значений[58]. Например, субкультурой можно считать культуру любой национальности по отношению к общечеловеческой культуре, культуру молодежных группировок по отношению к национальной культуре и т.д.

Внутри каждой культуры можно выделить отдельные элементы и самостоятельные, относительно независимые друг от друга сферы. С этой точки зрения различают три формы культуры.

Соответственно, формами культуры являются:

Народная культура — это произведения искусства, в том числе и прикладного, которые создаются непрофессиональными авторами: сказки, былины, песни, мифы, предания и т.д. Основное проявление народной культуры — фольклор; однако его отличительной чертой является локализованность, то есть привязанность к определенной территории, что не является обязательным признаком для всей народной культуры.

Элитарная культура — это произведения искусства, восприятие которых требует высокого уровня образования; к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Произведения элитарной культуры создаются привилегированной частью общества либо по ее заказу. Как правило, при помощи этого термина обозначают то, что непонятно для широкого круга людей и потребляется только искушенной частью общества.

Массовая культура — явление, возникшее в XX в. вследствие развития средств массовой информации, обладающих огромной аудиторией. В результате культурные тексты (в широком смысле слова, т.е. не обязательно языковые) стали доступными одновременно для очень большого числа людей. Массовая культура доступна для всех слоев и социальных групп. Она может быть как национальной, так и общей. Термин «массовая культура» часто связывается с индустрией культуры и употребляется в уничижительном смысле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: