Суровый мир долга

Лекция 3 МЕЖДУ ДОЛГОМ И ВИНОЙ

Человек свободный и ответственный

обратил бы внимания на призывы о помощи. Тонет? Ну и пусть себе! Поэтому поведение, мотивированное ко­рыстью, нельзя считать добром. «Зато человек жив; — может возразить на это прагматик. — С корыстью или без корысти, а лежать бы ему на дне, если бы не наш удалец! Разве не благо — спасенная жизнь? А ваша добрая воля столько в мире напортачила, что и не счесть! Недаром го­ворят, что благими намерениями вымощены дороги в ад».

Что ж, прагматик тоже по-своему прав...

Суть, наверное, в том, что оценивать свободно совер­шенный поступок лучше всего в единстве его мотивов и результатов. Тогда есть возможность учесть и субъективно-нравственную сторону, так сказать, душевное добро, и сто­рону практическую — добро объективное. Лучше всего, когда и стремления были хороши, и дело отлично удалось.

Если же спросить себя, что предпочтительнее, добрые мотивы с плохими следствиями или плохие намерения с добрым результатом, то окажется, что хрен редьки не сла­ще. Впрочем, в нашем посюстороннем эмпирическом мире добрый практический результат, быть может, отча­сти компенсирует дурные мотивы. Предположим, кто-то хотел создать жуткую отраву, а изобрел спасительное лекарство. Согласитесь, это лучше, чем наоборот: желал осчастливить человечество, а создал смертельное оружие. Даже в эзотерике, когда речь идет о пользе, принесенной другим людям, субъект, эту пользу принесший, может рассчитывать на материальную обеспеченность в следую­щем воплощении. Предположим, какой-нибудь богач не по мотивам добра, а ради собственной славы помогает детским домам. Так вот, он, согласно оккультному уче­нию, в следующей жизни не будет знать бедности — он все-таки объективно творил добро. Такая она сложная, наша жизнь — субъективное в ней оборачивается объек­тивным и наоборот, добро — злом, зло — добром...

На этом мы завершаем разговор о свободе и ответствен­ности, хотя тема эта поистине неисчерпаема.


С понятиями свободы и ответственности связано це­лое гнездо этических категорий, выражающих реальные феномены моральной жизни. Важнейшая из них — долг.

Человек не может быть абсолютно свободен в обще­стве, так как он тесно связан с другими людьми и в зна­чительной степени зависит от них. Поэтому он обязан с ними считаться и корректировать свои действия и поступ­ки в соответствии с некими надличностными требовани­ями. Долг это необходимость выполнять свои нрав­ственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем моя собственная.

Поскольку долг — проявление необходимости, по­стольку его выполнение предполагает отказ от собствен­ного выбора, согласие с теми требованиями, которые со­держатся в императивах долга. Долг только тогда стано­вится собственно нравственным феноменом, когда сле­дование его требованиям является добровольным. Нрав­ственный долг — это наше сознательное и свободное под­чинение моральному повелению. Следуя долгу, мы всей душой признаем приоритет более высокого начала, не­жели наши собственные потребности, желания и планы.

Если выражаться высоким стилем, то можно сказать, что целью поведения, сообразного долгу, выступает сама добродетель, а не удовольствие индивида. Выполнять долг



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: