Лекция 4
судить о другом как можно жестче, непримиримей и, возможно, сразу же нарушите справедливость. Или вы желаете создать в глазах других образ собственной гуманности, мягкости и снискать лавры «истинного христианина», тогда вы станете, напротив, закрывать глаза на характер чужого проступка и не в меру оправдывать его. Справедливость снова пострадает.
Наконец, осуществление справедливости требует беспристрастности и правдивости. Беспристрастность означает, что нужно судить объективно, даже если человек очень нравится вам и вы искренне хотите помочь ему. Смягчив свое решение из-за личной симпатии, вы поступите несправедливо по отношению ко всем остальным людям, совершившим аналогичный проступок. Разве они виноваты, что не вызывают у вас живой приязни? Почему вы предпочитаете одного, в то время как суровы с другими? Точно так же нельзя ужесточать свои суждения, если некто вам нелюб и неприятен. Тот, кому воздается за его неверное поведение, не должен дополнительно несправедливо страдать из-за неприязни судящего: уж этого он не заслужил.
|
|
Беспристрастность выражается в правдивости, когда мы учитываем и высказываем, судя о неких событиях, только правду, не допускаем малейшей лжи, подтасовки, обмана или сокрытия фактов и мнений.
Итак, мы нарисовали идеальный образ справедливого морального судьи. Именно таким следует быть, чтобы судить по совести. Однако в жизни мы часто сталкиваемся с тем, что судящие корыстны и пристрастны, субъективны и ангажированы, хотя не всегда сами это осознают. Справедливость требует высокой сознательности судящего, его честности не только с другими, но и с самим собой.
Огромным искушением для человека, желающего устанавливать справедливость, являются суровость и безжалостность. Пафос справедливости способен переходить
в холодное торжество по поводу власти над другими, в сверхчеловечность, в отрешенность властителя, манипулирующего чужими судьбами, как пешками на шахматной доске. Порой под маской справедливости скрывается мстительная жестокость. Чтобы этого не происходило, справедливость всегда должна быть связана с глубоким переживанием сострадания и сочувствия. В свое время А. Шопенгауэр писал, что сострадание — основа справедливости. Это сострадание, направленное к любому человеку, уравновешивает агрессивность, неизбежно присутствующую во всяком судействе, и делает справедливость поистине справедливой, человечной.
Справедливость — великая ценность, и она, как я уже говорила, является мерным отношением, она сопоставляет, взвешивает, уравновешивает и воздает по заслугам. Жить без справедливости плохо и горько, однако есть еще одно человеческое качество, которое дополняет справедливость, выходя за ее пределы. Это великодушие. Если справедливость мерна, то великодушие безмерно, оно поднимается над равенством воздаяния и дает от щедрот, от полноты духовного и душевного богатства. На одном великодушии нельзя построить общественной жизни, но без этого качества люди просто перестали бы быть людьми и превратились в калькулирующие машины. Религия полагает, что любовь, доброта и великодушие Бога творят мир. Наличие великодушия у людей позволяет надеяться, что человечество способно нравственно и духовно расти, способно прощать и дарить уже не по-человечески, а по-божески. Справедливость и великодушие — две стороны одной медали, и вместе они выступают как условие человеческого счастья.
|
|