Лекция 5
Tot эмоционально-смысловой центр человеческой жизни, которого не было в античности — представление о бессмертии души, о вечном спасении, о возможном рае и грозящем аде. Античность помещала всех в бесплотное и печальное царство Аида, самым разным людям предназначалась единая судьба — потеря земной полнокровной жизни. В христианстве положение радикально меняется: Христос способен дать благодать, принести счастливую вечную жизнь в противовес вечной гибели. Спасение души становится сверхценностью. Человек не может больше стоически спокойно относиться к перипетиям своей судьбы, потому что от нее зависит обретение им «драгоценной жемчужины» — вечной жизни. Эту драгоценность он должен искать сам, страстной обращенностью своей личности к Иисусу. Христианство акцентирует личность, индивидуальность в противовес слепому року античности. Христианин не может не бояться, ибо он действует на свой страх и риск и при этом не ведает будущего. Мучаясь сомнениями и озаряясь надеждами, он гадает: что ждет его — вечное райское наслаждение или страшная погибель и адские муки?
Именно поэтому содержание достоинства становится принципиально иным. Достоинством является приобщенность к Богу, та причастность к первоистоку всего сущего, которая дана человеку самим Творцом в акте неизъяснимой благодати от бесконечной доброты и щедрости Всевышнего. Человек обладает свободной волей, подаренной ему Богом, и этим он отличается от всех других существ. Однако, получив этот великолепный дар, люди запятнали себя грехом, и их уделом стали стыд и вина. Поэтому человек не может гордиться собой перед миром, взирать на действительность с высоты своего индивидуального достоинства, не может высоко ценить себя. Любые заслуги христианина конечны, вина же его бесконечна. А это значит, что чем больше человек гордится своими земными делами, тем более довлеет над ним первородная грехов-
ность, и, напротив, чем более человек унижен перед Богом, тем больше его надежда на прощение и спасение: «Сердце смиренное и сокрушенное Господь не уничижит». Достоинство христианина состоит в понимании своей ничтожности перед лицом Бога, в осознании своей греховности, запятнавшей высокую богоданную природу. Только это позволяет надеяться на бесконечную милость Творца.
В светских отношениях средневековья понятие о достоинстве сливается с представлением о сословной чести. Священники и рыцари, дворяне и простолюдины имеют свой моральный кодекс и свой этикет. Крестьяне, составлявшие абсолютное большинство населения, находятся за рамками представлений о достоинстве. Это — смерды, презираемые знатью, которая стремится обращаться с ними как с неодушевленными предметами. В привилегированных сословиях порядок поведения оказывается строго расписан, и его нарушение является оскорблением для чести. Рыцарские сражения затеваются ради защиты чести, если кому-либо из рыцарей не было оказано должного уважения. Честь требует общения и заключения браков только в определенном кругу, выход за его пределы оказывается потерей достоинства. Прекрасной иллюстрацией к этому может служить знаменитое произведение Лопе де Вега «Собака на сене», в котором знатная госпожа влюбляется в своего красивого и умного секретаря, но готова пожертвовать любовью ради соблюдения чести: она не может позволить себе пасть столь низко, связавшись с простолюдином, и опозориться в глазах соседей-аристократов. Как мы помним, в пьесе любовь побеждает, прибегнув к хитрости, однако в реальной действительности все бывало не столь радужно, и множество судеб оказывалось разбито из-за страха уронить честь и заработать презрение равных.
Средневековье очень чувствительно к вопросам чести, достоинство здесь фактически перерастает в социальную гордыню, становится предметом крупных раздоров и поводом для грабежа, насилия и братоубийства.