Социально-нравственные добродетели. Трудолюбие против лени

Трудолюбие против лени

Лекция 9

стараемся указывать на меру, без которой невозможна гармония.

Трудолюбие можно назвать одной из главных доброде­телей, о которых человек слышит с раннего детства и к которой его призывают родители и воспитатели. «Терпе­ние и труд все перетрут», — гласит одна поговорка. «Труд человека кормит, а лень портит», — вторит другая. «Без труда нет добра», — поучает третья. «Бог труды любит», — настаивает четвертая. Можно было бы привести еще много народных поговорок о труде, которые имеют глу­бокий смысл. Дело в том, что как бы у человека ни были высоки духовные притязания и ментальные амбиции, сколь утонченным, рафинированным и «неземным» он ни представлялся самому себе, жизнь каждую минуту на­талкивает его на ситуации, которые лучше всего описы­ваются еще одной поговоркой: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Любое достижение, любое настоящее самоутверждение, любое стяжание (и материальных благ, и благодати) требует человеческих усилий, упорства, на­стойчивости. Вся человеческая культура — это результат непрестанной и неутомимой трудовой деятельности.

Действительно, и дома, в которых мы живем, и вещи, которые носим, и продукты, которыми питаемся, да и вся цивилизация с ее разнообразными благами, играми, развлечениями, удовольствиями держится на одном глав­ном стержне — на труде. Прекратится труд, и все посте­пенно начнет распадаться, погружаться в природную сти­хию, зарастать бурьяном, превращаться в развалины и лохмотья. К сожалению, проявления такого упадка мы можем наблюдать в своей собственной стране, где эконо­мическая ситуация привела к массовому прекращению труда и постепенному печальному распаду как благ ци­вилизации, так и человеческих душ. Ибо труд не только


создает мир культуры, он каждый день создает и пере­создает самого человека, дает ему возможность сохранять­ся и развиваться как личности, как целостному «я», об­ладающему волей и способностью целедостижения. Ко­нечно, чрезмерный и непосильный труд может погубить, но погубить может все чрезмерное, даже удовольствие, когда оно выходит за разумные пределы.

Без труда человечество жить не в состоянии, оно воз­никло и стало развиваться, преобразуя природу, и не мо-жет сойти со своего исключительного в биологическом мире пути. При этом, говоря словами Декарта, относящимися, правда, к Богу, а не к человеку, «сила воспроизведения должна быть равна силе творения». Труд не может быть остановлен ни на день, ни на минуту. Все, что создано, должно поддерживаться новым нескончаемым усилием, должно ремонтироваться, обновляться, развиваться и со­вершенствоваться. Таков людской удел.

В истории мысли труд всегда оценивался как некое двойственное, амбивалентное начало, носитель и радос­ти и тяготы. Если отождествлять способность к труду со способностью к творчеству, то можно сказать, что это качество уподобляет человека Богу, который тоже тру­дился, создавая мир, и в определенном смысле трудится, неустанно поддерживая наше бытие. Как и Господь, мы способны творить, а творчество невозможно без труда.

Согласно первой точки зрения, труд — благо и радость.

Отнюдь не религиозный мыслитель Карл Маркс вы­соко ценил труд, считая его родовым качеством челове­ка, высшим наслаждением, когда труд является свобод­ным, избавленным от эксплуатации и подневольности. Правда, замечал Маркс, в классовом обществе, где одни повелевают, а другие лишь подчиняются, «от труда бе­гут, как от чумы». Это происходит в силу того, что пло­ды труда отчуждены от человека, да и сам труд оказыва­ется вынужденным, несвободным. Чтобы освободить труд и сделать всех радостно-трудолюбивыми, надо, считал


____________________________ __________ Лекция 9

Маркс, ликвидировать частную собственность и отдать средства производства в руки трудящихся. История не подтвердила Марксову модель достижения трудолюбия. Видимо, ситуация оказалась гораздо сложнее.

Если первая точка зрения прославляет труд и ищет пу­тей его освобождения от негативных наслоений, то вто­рая точка зрения, характерная для некоторых религиоз­ных философов, изначально видит в труде проклятие. Бог изгнал Адама из рая за непослушание, а в наказание дал ему тяготы материального мира, смерть и труд. Труд

— это вериги, надетые на свободный дух, это каторга,
казнь, постигшая своевольных. Труд, пот, кровь, слезы

— вот единый печальный список человеческих страда­
ний, и труд стоит во главе его. Разумеется, при таком
подходе весьма сложно говорить о трудолюбии. Речь мо­
жет идти разве что о терпении, о добродетели смирения,
об ощущении себя рабами Божьими, которые понимают,
как сильно они провинились и оттого не ропщут, а толь­
ко несут свой земной крест с надеждой на грядущее из­
бавление. Заметим, что в расхожих религиозных взглядах
рай представляется местом отдыха от трудов, где можно
ничего не делать, сидя на кисельных берегах возле молоч­
ных рек. А в раю мусульман еще и гуляют прекрасные
гурии, готовые развлечь мужчин, жаждущих удовольствий.

Существует и третья точка зрения, свойственная ряду эзотерических учений. Согласно ей, мир — не место на­казания, а что-то вроде мастерской, учебного класса, по­лигона для деятельности. Развоплощенные духи, нахо­дящиеся в тонких мирах между смертью и очередным рож­дением, могут творить, но творят они в астральном мире, где нет сопротивления среды, и потому они не могут все­рьез развить свои качества. Для духовного восхождения нужен мир, полный сопротивления, и таким миром яв­ляется Земля, куда нас отправляют для преодоления труд­ностей. Труд — это как раз то, что нам нужно, это наш способ саморазвития и самосовершенствования. Поэто-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: