Возрастная субкультура

Религиозная субкультура

Этнолингвистическая субкультура

Социоэкономическая субкультура

Региональная субкультура

Типы политических субкультур

Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающие­ся друг от друга модели политической культуры - субкультуры, которые существуют во всех странах Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур

региональные,

• социоэкономические,

• этнолингвистические,

• религиозные,

• возрастные

Региональные субкультуры обусловливаются различиями между отдель­ными регионами страны На политическую культуру региона существен­ное воздействие оказывают такие факторы, как климат, наличие опре­деленных природных ресурсов, экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда Это порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры и на их политико-культурный уровень

Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в об­ществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих раз­личный экономический статус и различия в образе жизни, в интере­сах, играющих особенно важную роль в политической жизни.

Для предпринимательского слоя, например, наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабиль­ность, контроль за государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этнически­ми особенностями соответствующих социальных групп. На политичес­кую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и особенности национального характера Политические ценности, предпочтения и установки вторич­ны по отношению к этническим факторам

Религиозные субкультуры возникают в тех случаях, когда религия выс­тупает основным всепронизывающим элементом общей культуры оп­ределенной группы людей

Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. В основном эта субкуль­тура существует в политически зрелых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей поли­тической реальности, имеют политические взгляды, отличные от сис­темы политических установок молодежи, не отягощенной практикой старого политического режима. Возрастные отличия оказывают относи­тельно меньшее воздействие на политическую культуру людей в ста­бильных системах

ТЕМА 17. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ.

Понятие политического поведения. Типы политического поведения и участия. Электоральное поведение в России.

1. Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей) на деятельность политической системы. Связь политики и реальных политических действий исследуется в науке в рамках поведенческого подхода – бихевиоризма. Он акцентирует очень важный исходный пункт всякого восприятия и изучения политики, а именное: непосредственно наблюдаемое единство окружающей реальности и индивидуального опыта человека. В связи с этим подходом появляется понятие «поведенческая революция», создателям которого являются английские и американские политологи, занимающиеся этой проблемой с 1944 г. Поведенческая революция создала основу для возникновения трех направлений, основанных на традициях и схемах политической социологии, социальной психологии и политической экономии, каждое из которых по-своему трактовало поведение индивида, делающего свой выбор в политике на принципах рациональности и личной заинтересованности.

В целом, в политологии под термином «политическое поведение понимают:

- Действия отдельных субъектов и массовые выступления;

- Активность организованных субъектов власти и стихийные действия толпы;

- Акции в поддержку системы и действия, направленные против нее.

Психологи различают три формы человеческой активности: инстинктивную, навыки и разумную. Политические инстинкты включают в себя инстинкт самосохранения, жесткость, насилие, агрессия, солидарность.

Навыки – это определенные умения, привычки, стереотипы, образующиеся у граждан в конкретной политической культуре. Разумные действия политологи трактуют по-разному, но все сходятся в том, что критериями разумности в политике могут быть – эффективность, степень осознанности политических действий, соответствий высшим ценностям, поставленных в центре политики. При разумном подходе определяющей линией является целеполагание. Для этого применяются программы, идеологические схемы, доктрины, особенно идеология как концентрированное и сис тематизированное выражение целей и ценностей в политике.

Существуют различные схемы объяснения истоков политического поведения, в общем их можно свести к необходимости учитывать:

- Внешнюю среду, посылающие стимулы субъекту поведения;

- Потребности действующего субъекта мотивы;

- Установки, ценности, ориентации, убеждения, цели;

- Личные особенности ролей, стилей принятия решений и т.д.

- Собственно действия и поступки;

- Обратную связь между поведением и условиями.

Среди перечисленных истоков можно выделить особенно: Потребности (по А.

Маслоу «Мотивация и личность»):

- Потребности материального существования;

- Потребность в безопасности;

- Потребность в любви;

- Потребность в самореализации;

- Потребность в самоактуализации.

А.И. Юрьев в книге «Введение в политическую психологию» добавил потребность в сохранении жизни, потребность в продолжении рода, потребность в сотрудничестве, потребность в ориентации.

В целом, политологи делят потребности на 2 большие группы: материалистические и нематериалистические (Инглхарт).

Потребности побуждают человека к активности, но смысл действию придают мотивы. И. Аткинсон выделяет 3 ключевых мотива: власть, достижение и аффиляция.

Власть, по его мнению, это некая ценность, к обладанию которой стремятся все человеческие существа. Выделяют три типа причин, по которым индивид домогается власти:

- Для господства под другими или ограничения их действий;

- Для того, чтобы никто не вмешивался в его дела;

- Для достижения политических успехов.

Мотив достижения проявляется в заботе о самосовершенствовании, повышении мастерства. Мотив контроля над людьми и ситуацией очень тесно связан с мотивом власти. Аффиляция (присоединение) подразумевает товарищеские теплые отношения человека с его окружением. Для политика она означает получение одобрения со стороны партнеров, единомышленников.

Политическое поведение проявляется в организованных и стихийных формах. Организованные формы поведения связаны с политическими организациями, выборами. Оно зависит от климата (обстановки), в организации, поведении лидера.

Стихийные выступления, незапланированные поступки, неорганизованные массовые выступления, бунты, восстания, митинги и т.д. Стихийное поведение чаще является реакцией людей на политический кризис, нестабильность. В стихийном поведений можно выделить поведение экстремального типа, ему характерен определенный набор ценностей, целей, установок, духовная ущербность и актинтелектуализм.

2. Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. (Василик М.А. Политология. – М., 1999. – с. 386)

Политическое участие определяется как групповые или индивидуальные действия с целью влияния на власть любого уровня. Можно выделить различные подвиды политического участия:

- автономное (добровольное) и мобилизованное;

- индивидуальное и коллективисткое;

- легально-конвециональное и нелегальное;

- традиционное и инновационное;

- постоянное и эпизодическое.

Базовые мотивы политического участия можно объединить в 3 группы:

- инструментально-рациональные;

- образовательно-развивающие;

- коммунитаристские.

Политическое участие – это любые, но преимущественно добровольные действия индивидов или групп, связанные с непосредственным участием в разработке, принятии и реализации политических решений, проявлении вовлеченности граждан в политико-властные отношения. Оно проявляется: в осуществлении властных полномочий или противодействии их осуществлению; в деятельности формальных политических организаций (политических партий, объединений); в деятельности неформальных организаций, в выборах и референдумах; в виде прямого действия; в чтении политической литературы и периодике; просмотрах и прослушивании теле и радиопередач; в выполнении политических обязанностей в рамках политических кампаний и т.д. (Вонсович Л.В. Политология. – Мн., 2007. – с. 141).

Вступая в упорядоченные формализованные отношения с другими людьми, человек участвует в политической жизни, исходя:

- из неосознанного, несвободного волевого импульса;

- сознательного, но не свободного следования жестким нормам и регламентам;

- сознательного и свободного выбора.

Исходя из этого, участие можно рассматривать по следующим показателям:

- легитимное (выборы) – нелегитимное;

- институализированное (голосование) – неиституализированное;

- общенациональное – местное.

Политическое участие можно разделить на: делегирование полномочий (электоральное участие), активистскую деятельность, участие в митингах, демонстрациях, деятельности партий, групп.

Его можно разделить на 3 группы:

1. Ортодоксальное (голосование, лобби, петиции, лозунги, законные демонстрации).

2. Неортодоксальное (политическое неповиновение, бойкоты, забастовки, протестные действия).

3. Политические преступления (незаконные демонстрации, захват заложников, помещений, насилие, убийства, революции, войны).

По иной классификации (У. Милбрайт) политическое участие делится на конвенциональное (легальное) и неконвенциальное (незаконное, отвергаемое обществом).

По активности политического участия можно разделить на активное и пассивное; автономное и мобилизационное.

Теории политического участия:

1. Теория рационального выбора.

2. Мотивационные теории политического участия. Мотивы: идеологический, нормативный, ролевой.

3. Теории социальных факторов политического участия:

а) Либеральная;

б) Популистская.

К ним относятся:

1. Участие в осуществлении власти или противодействии ей.

2. Деятельность в формальных или неформальных организациях, партиях, движениях.

3. Электоральное участие.

4. Участие в публичных манифестациях.

Политическое не участие может появляться в:

1. Не участии в любой политической деятельности.

2. Политической выключенности из-за заорганизованности.

3. Политической апатии.

4. Политическом бойкоте.

В политическом участии и поведении значительную роль играют протестные формы поведения.

Политический протест – это проявление негативного отношения к политической системе в целом, отдельным ее элементам, в открыто демонстрируемой форме.

Причиной протестной формы является депривация – это состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и ожидаемым состоянием к которому стремится субъект.

Виды протестных форм: митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, насильственные действия и т.д., и особенно терроризм – оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является сис тематическое применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения.

Виды политического терроризма:

1. По идеологическим ориентациям: правый (неофашистский) и левый.

2. По целям: культуротворческий, рациональный, идеологический.

3. По исторической направленности: анархо-идеологический, национал-сепаратистский.

4. Религиозный терроризм.

Методы терроризма: убийство политиков, похищения, взрывы, захват зданий, провокации и т.д.

Кризисы политического участия периодически возникают и в современных демократических сис темах. Причины их повторения кроются в динамике современного общества. В результате чего появляются новые социальные группы, бросающие вызов старым ценностям и группам

ТЕМА 18. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ.

Политический анализ и прогнозирование. Анализ политической обстановки. Анализ политической ситуации. Метод сценариев. Методика оценки расстановки политических сил в обществе. Политический мониторинг и контент-анализ в политическом исследовании. Политическое прогнозирование. Основные принципы и сферы применения политического прогнозирования. Типология политического прогнозирования. Основные этапы политического прогнозирования. Методы политического прогнозирования.

Политическое прогнозирование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: