ТЕМА: УЧАСТИЕ РФ, СУБЪЕКТОВ РФ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГРАЖДАНСКИХ ПАВООТНОШЕНИЯХ
Организационно-правовые формы.
Предусмотрены в ГК и только особенности, отличия от других некоммерческих организаций.
Потребительские кооперативы. Зак-во: ст. 116 ГК РФ, нет ФЗ о потребительских кооперативах, есть ФЗ об их отдельных разновидностях (потребительских обществах и их союзах, о сельскохозяйственных потребительских кооперативах, о дачных, садоводческих и огороднических, о кредитных).
Отличия:
- по цели создания: для удовлетворения материальных потребностей членов кооператива (пайщиков). В зависимости от вида этих потребностей выделяют кооперативы: а) по удовлетворению потребностей в строительстве и эксплуатации зданий и сооружений (ЖСК, ГСК и др.); б) потребностей в торговых и бытовых услугах по месту проживания, для закупки сельскохозяйственной продукции (потребительские общества); в) по обслуживанию потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей (сбыт, переработке и т.д.); г) для освоения садовых, дачных участков; иные;
|
|
- по организационному устройству: корпоративная организация, члены – граждане с 16 лет и ЮЛ; устав; различные требования к минимальному числу членов (садовод – не менее 3 человек, с/х – не менее 2 ЮЛ или 5 граждан, потребит об-ва – не менее 5 граждан или 3 юрид. лиц.;
- по имущественному положению: а) кооператив является собственником имущества, но члены кооператива обладают обязательственными правами на его имущества, в которых есть следующие правомочия: на участие в распределении прибыли (п.5 ст. 116 ГК РФ); на ликвидационную квоту; б) члены кооператива несут субсидиарную ответственность по долгам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса.
Общественные и религиозные организации (объединения). Зак-во ст. 117 ГК, ФЗ о некоммерческих организациях и множество ФЗ об отдельных видах ОО.
Отличительные особенности:
- цели создания: удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан (реализация и защита гражданских, политических, экономических, социальных, культурных, религиозных, благотворительных, интересов и др.).
ВОПРОСЫ:
1. Общие положения о гражданской правосубъектности государственно-публичных образований.
2. Порядок участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в гражданских правоотношениях.
Государственно-публичные образования – естественные субъекты публичных отношений (отношений власти и подчинения), они формируют право. Одновременно они признаны и в качестве участников гражданских (частных) отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Ст. 2 ГК указывает их в качестве третьего вида участников, а Гл. 5 – обозначает их как субъектов гражданского права, т. е. лиц. Т.О. в гражданском праве России государственно-публичные образования признаны особым видом участников гражданских ПО.
|
|
Законодатель учитывает особенности их правового положения, двойственность. С одной стороны законодатель лишает в рамках гражданских правоотношений этих участников властных начал: п.1 ст. 124 ГК – они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и ЮЛ. И между собой – тоже. Вертикаль власти здесь не реализуется, поэтому отношения соподчинения не возникают. Они получают равную защиту (ст. 212 ГК).
Равные начала, равная защита не означает совпадения правового положения, правосубъектности государственно-публичных образований с и иных лиц. Эти различия предопределены основной целью участия их в гражданских отношениях – у них нет своего, частного интереса. Они участвуют в гражданских отношениях в интересах общей пользы, общественных нужд, общих потребностей населения, нации: обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, реализация общественных потребностей в социальных благах, обеспечении нужд обороны и т.п. Поэтому существуют особенности правосубъектности государства.
Во-первых, предусмотрены особые, не свойственные иным субъектам правовые возможности (правоспособность): могут приобретать имущество по особым основаниям, недоступным другим; иметь в своей собственности имущество, изъятое из оборота т.д.
Во-вторых, особенные правила ответственности (ст. 126) – отвечает казной, «каждый за себя», ограничено имущество, на которое может быть обращено взыскание, бюджетное законодательство определяет порядок обращения взыскания (статья расходов в бюджете).
В-третьих, ограничен круг возможных правоотношений, в которых участвуют РФ и др., исходя из специальной правоспособности, из целей участия в гражданских ПО: отношения собственности, договорные отношения (для удовлетворения госнужд).
В-четвертых, возложены особые обязанности – отвечать за вред, причиненный органами и должностными лицами. Ответственность казны.
За пределами особенностей к этим участника законодатель предлагает применять нормы, определяющие участие юридических лиц)п.2 ст. 124 ГК РФ).