Социоцентрические аксиологии

Психоаналитическая аксиология Юнга

К натуралистическим вариациям аксиологии относится также психоаналитическая трактовка ценностей, связанная с исследованием феномена бессознательного. В большей степени она присуща З. Фрейду, в меньшей степени - К.Г.Юнгу, но везде здесь подчеркивается роль витально-телесных бессознательных структур, определяющих ценностные предпочтения в человеческом поведении. Эти бессознательные импульсы и установки онто- и филогенетически стабильны, и как бы сопротивляются репрессивному влиянию социальных и духовных компонентов ценностного бытия человека.

В целом, натуралистическая парадигма придерживается объективного взгляда на природу и происхождение человеческих ценностей и часто (правда это могут утверждать и представители иных ценностных парадигм) связана с постулированием ценностей универсального характера - типа абсолютной ценности человеческой жизни и жизни биологических видов (в духе знаменитого швейцеровского принципа “благоговения перед жизнью”); физического и психического здоровья человека; сохранения природной среды обитания[1013] и т.д. К слабостям натуралистической программы следует отнести излишне абстрактную и формальную трактовку сущности ценностей, не учет собственно “человеческого” измерения аксиологической проблематики (в частности, проблемы свободы), а также недооценку культурно-социальной релятивности и исторической динамики в существовании человеческих ценностей.

Именно недостатки натуралистических подходов становятся “козырными картами” в социоцентрических аксиологических доктринах. Их генезис можно усмотреть в концепциях софистов, скептиков и стоиков; расцвет отнести к эпохе Нового времени в связи с появлением “теорий общественного договора”, концепций человека “как общественного животного”, “политического существа” и т.д., но, пожалуй, наиболее систематический и последовательный взгляд на ценности, как на сугубо человеческие формы организации и планирования социальной жизни, можно усмотреть в марксизме, причем даже не столько у самого Маркса, сколько у его многочисленных последователей.

Здесь источником всех ценностей, причем не только материальных, но и духовных, признается экономический базис общества, качественно изменяющийся в ходе человеческой истории[1014]. Разные социальные слои, имеющие разное отношение к средствам производства (к главному элементу любого базиса) исповедуют и разные “классовые” (корпоративные) ценности, подчас не имеющие ничего общего между собой и даже враждебные друг другу. Таковы разные ценностные миры рабов и рабовладельцев, феодалов и крестьян, буржуазии и пролетариата - так называемые “антагонистические” ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: