Профессиональная деятельность госслужащих как управленческая

Ввиду того, что государственные служащие являются субъектами, которые обеспечивают осуществление управленческих функций государственной власти, а именно функций планирования, организации, мотивации и контроля, их профессиональная деятельность отличается рядом особенностей, характерных профессиям, которые нами условно отнесены к категории таких, что предусматривают в системе целей влияние на личность и прежде всего к таким, которые отличаются развивающей направленностью.

Следует отметить, что к представителям этого класса предъявляются высокие требования. Кроме того, что они, как и все другие, должны иметь достаточно высокий уровень профессиональной подготовки, им необходимо уметь понимать сущность конкретной личности, найти индивидуальный подход к человеку, понимать мотивы поведения данной личности, уметь объяснить насколько внутренняя сущность человека прямо и непосредственно отражается в его действиях, поступках, уметь отделить случайное от существенного.

На наш взгляд, цель и задачи этого вида труда предъявляют более высокие требования к умственной деятельности представителей этих профессий, содержательности и темпа общения. В связи с этим повышаются требования к профессиональной и психологической подготовке специалиста.

В целом, основными психологическими требованиями к госслужащим как представителям социономических профессий, направленных на развитие следующие: стремление к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; стойкое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, чуткость; выдержка; умение управлять эмоциями; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей; способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение слаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнения другого человека; способность владеть словом, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

Обобщая приведенные характеристики, отметим, что основными общими психологическими требованиями данного вида профессий является

- социальная компетентность;

- способность распознавать эмоции и управлять ими (эмоциональная культура);

- психологическая культура.

Анализируя эти характеристики можно заметить, что социальная компетентность есть необходимым составляющим психологической культуры. Так, на взгляд исследователей (Питерса В.В., Соколинського В.М., Устюжанина А.П.) психологическая культура личности в своем составе имеет такие компоненты: сензитивность; коммуникативную компетентность; коррекция установок; способность строить и осуществлять полноценные межличные отношения; способность принимать судьбу в групповой мыслетворческой деятельности; способность и возможность реализовать личный инновационный потенциал и потенциал своего коллектива. Эмоциональная культура также является неотъемлемым компонентом психологической культуры.

Вместе с тем, понятие «эмоциональная культура», «эмоциональные способности», «эмоциональный интеллект» многими авторами рассматриваются как эквивалентные.

Понятие эмоционального интеллекта появилось из понятия социального интеллекта. Исследованию социального интеллекта уделяли внимание такие ученые как Е. Торндайк, Дж. Гилфорд, Р. Айзенк, Х. Гарднер.

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Салоуей и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, что выражаются в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». Этими учеными была разработана самая известная модель эмоционального интеллекта. В рамках этой модели были выделенный четыре компонента, которые были названы «ветвями». Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по мнению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей.

1. Идентификация эмоций как ряд связанных между собой таких способностей, как восприятие эмоций, их идентификация, адекватное выражение, различение настоящих эмоций, их имитации.

2. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач, использовать колебание настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему.

3. Понимание эмоций как способность понимать комплексы эмоций, связки между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях.

4. Управление эмоциями как способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности негативных эмоций, осознанию своих эмоций, к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними негативных эмоций.

По мнению Д. Гоулмена эмоциональный интеллект это - «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственной цели» [39]. Ученый выделяет следующие составляющие эмоционального интеллекта.

1. Самосознание как адекватное представление о себе, правильная самооценка, вера у себя и уверенность в себе. Осознание своих сильных и слабых сторон, возможностей и того, над чем в себе стоит поработать.

2. Саморегулирование как умение правильно реагировать в разных поведенческих ситуациях, самообладание, спокойная и уверенная сила, контроль негативных эмоций и умение радоваться, проявлять позитивные эмоции, быть эмоционально живым и ярким.

3. Мотивация как активная жизненная позиция, позитивное мышление, оптимизм, побуждение себя и других к действию, достижению желаемых результатов во всех сферах жизнь, и в личных взаимоотношениях.

4. Емпатия как понимание ощущений и эмоций других людей, потребностей и мотивов, что стоят за ними, построение такого взаимодействия, при котором каждый чувствовал бы, что получает отдачу от того, что вкладывает, и что его ощущение, эмоции, ценности разделяют и принимают партнеры по общению.

В концепции Д.В. Люсина эмоциональный интеллект трактует как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, идентифицировать ее; понять причины, что вызывали данную эмоцию, и последствия, к которым она приведет. Способность к управлению эмоциями свидетельствует, что человек может контролировать интенсивность эмоций; способна контролировать внешнее выражение эмоций; при необходимости вызывать ту или другую эмоцию..

В работах ряда психологов отмечается то, что по содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирование, прогнозирование, мотивирование, принятие решений, контроль и др.). Система этих функций свойственна любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выявления может быть разной.

В связи с этим управленческие функции распределяют на две большие группы: функции-процессы и функции-задания. Вместе с тем группа функций-процессов разделяется на три подгруппы: а) функции опережающего управления: целеполагание, прогнозирование, планирование; б) функции оперативного управления: организация процесса управления, процесса труда, стимулирование и мотивация труда; в) функции заключительного управления: контроль, учет, анализ. Также следует заметить, что группа функций-заданий включает: представительскую, кадровую, социальную, юридическую, информационную, координационную

Систематизируя разнообразные функции управления, американские ученые объединили наиболее существенные управленческие функции в четыре первичные функции управления: планирование (определение целей организации и коррекция поведения членов организации для достижения поставленных целей); организация (создание структуры, которая дает возможность людям эффективно работать для достижения поставленных целей); мотивация (побуждение рабочих к деятельности для достижения их личных целей и целей организации); контроль (обеспечение достижения организацией своих целей).

В психологической литературе относительно классификации функций управления выражено множество разнообразных рассуждений. Большинство авторов чаще всего выделяет около пяти или шести главных функций управления.

В работах О. Бандурки, С. Бочаровой, О. Землянськой выделены целевые функции (прогнозирование и планирование) и организационные (обще-организационная, функция материально-технического обеспечения, финансово-экономического развития, учета и контроля, политико-правовая, мотивационная) функции управления.

В.В. Третьяченко, анализируя несколько классификаций функций управления объединяет их в две большие группы: организационно-административные (формирования цели, главных направлений деятельности и перспектив развития коллектива, а также планово-экономические, кадровые и технолого-управленческие действия) и социально-психологические (коммуникативная функция, функция постановки цели, функция психологической поддержки).

Рассматривая внутреннюю систему управления, Л.М. Карамушка выделяет два уровня анализа управления: базовый, непосредственно управленческий уровень, который предусматривает планирование, организацию и контроль и психологический уровень, который включает процессы, которые необходимы для каждого компонента управленческого уровня. К процессам управленческого уровня принадлежат: одобрение управленческого решения, коммуникация, руководство (как осуществление влияния на людей) и мотивация.

Следовательно, на основе проведенного анализа теоретических и прикладных исследований в отрасли теории управления и психологии управления можно выделить две группы функций, присущие управленческой деятельности представителей социономических профессий:

1) технологические (целевые, организационные, административные и тому подобное);

2) психологические (коммуникативная, стимулирование, сплочение, совершенствование, развитие коллектива и тому подобное).

В рамках государственного управления понимание управления как процесса определяется такими функциями, как планирование, организация, распределение, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценивание, одобрение решений, отбор персонала, представительство и ведение переговоров. Другими исследователями выделяется следующий спектр функций государственного управления: 1) программные (политические) функции - стратегическое планирование; подготовку проектов юридических документов; разработки политики развития и отчетов о результатах, стандартов и норм; анализ и оценку политики; прогнозирование; 2) функции координации, наблюдения и контроля за выполнением - координацию отношений между органами; мониторинг результатов деятельности подчиненных структур; содействие этим структурам в достижении показателей результативности; 3) функции предоставления услуг - предоставления услуг другим государственным органам; предоставление услуг внешним клиентам (населению); 4) функции поддержки (вспомогательные) - финансовое управление; кадровое обеспечение (управление персоналом); обслуживание информационных систем; создание условий для деятельности инфраструктуры; подготовку кадров (обучение); анализ эффективности и ревизию управления, секретарские функции; 5) функции регуляции - лицензирование; сертификацию; выдачу разрешений; аккредитацию; инспекция; проверку действующих требований (ограничений) и финансовый аудит.

На основе обобщения исследованных положений относительно содержания деятельности органов государственной власти была установлена типология функций органов государственной власти, это: политическая, регулятивная, исполнительно-распорядительная, мониторинговая, межведомственного взаимодействия или координационная, контрольная. Политическая функция органов государственной власти - это действие, которое обеспечивает взаимосвязь социально-экономического развития общества и государственной политики с государственным управлением и выражается в формировании политики в определенных сферах, отраслях, территориях и осуществление контроля за ее реализацией этими органами государственной власти. Регулятивная функция реализуется в нормативных актах. Исполнительно-распорядительная функция - в прописанных им действиях. Контрольная функция - в проверке подчиненных объектов и выполнения нормативных актов. Мониторинговая функция - в обеспечении социально-полезной информации об определенном процессе в обществе, отрасли, определенной территории и тому подобное, указывая при этом на особенности функционирования государственного управления и направь его реформирование. Функция координационная или межведомственного взаимодействия, как правило, закрепленные в положениях и выраженные в сроках "принимает участие вместе..." "совместно с... ", "согласовывается".

Следовательно, рассмотрев функции органов государственной службы, допускаем мысль, что их также можно условно разделить на две группы функций, какие присущие управленческой деятельности представителей социономических профессий, а именно на технологические (профессиональные) и психологические (личностные). В свою очередь следует отметить, что технологические функции включают у себя процессуальный (профессиональная компетентность) и управленческий (управленческие знания и управленческая культура) компонент, а психологические включают мотивационный (мотивы, направленность, ценности) и личностный компонент (психологические качества).

Таблица 2.

Распределение управленческих функций для социономических профессий

Профессии, что допускают действие на ‘личность Профессии, что не допускают действие на личность
Педагоги Юристы Медики Культработники Продавцы Контролеры
Профессии, направленные на развитие Профессии, направленные на восстановление Профессии, направленные на удовлетворение потребности в организации досуга и получении информации Профессии, направленные на обеспечение движения продуктов труда
Функции, присущие управленческой деятельности представителей социономических профессий
П+Т (Психологич. + технологическая) Т+П (Технологическая + психологическая)
Примечание: Психологическая. функция включает личностный и мотивационный компонент; технологическая - процессуальный и управленческий компонент
               

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: