Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства".
Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Роль и значение формы государства нельзя приуменьшать, а сама проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и первостепенное практическое и политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Форма государства в содержательном отношении выступает разными своим сторонами. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государства. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно:
• формы (государственного) правления;
• формы (государственного) устройства;
• формы (государственного) режима.
Интересно, что некоторые авторы полагают, что в форму государства развились в ходе исторического прогресса три основных признака государства. В форме государства прежде всего воплощается связь населения в политическое целое, т.е. те публично-властные отношения, которые позволяют рассматривать государство как объединение индивидов, одномасштабное общество, основанное на обмене товарами и деятельностями. В форме государства, далее, воплощается природа и организация публичной власти — системы учреждений, управляющих делами общества. Наконец, в ней выражается внутреннее территориальное деление государства. Как видим, форма государства — это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (государственный режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства).
Причины многообразия форм государства различны. Форма государства зависит от типа государства. Например, феодальному государству наиболее присуща монархия, буржуазному — республика. Хотя, безусловно, есть и отклонения от этой закономерности.
Важную роль играют конкретно-исторические условия, в частности поражение в войнах. Поражение Японии во второй мировой войне и оккупация ее войсками США под давлением последних привели к установлению ограниченной монархии либерально-демократического режима. То же можно сказать и о Германии, в которой в результате победы антигитлеровской коалиции нацистский (фашистский) режим был заменен буржуазно-демократическим. Общая тенденция развития форм государства в современных условиях — это тенденция к ликвидации антидемократических форм.
Конкретные условия развития государственности в США (борьба колоний за освобождение, обретение независимости отдельными штатами, их объединение) в конечном счете привели к образованию федерации.
На федеративное устройство важное влияние оказывает национальный состав страны. Мононациональное общество тяготеет к унитарному государству. Страны многонациональные, с компактным проживанием на определенной территории разных национальностей — к федеративному устройству.
Несомненное влияние на формы государства оказывают традиции. Примером может послужить Великобритания с ее традициями ограниченной монархии и многими демократическими традициями. Традиции сыграли важную роль в сохранении монархии в Японии: нынешняя монархическая династия в Японии имеет более чем тысячелетнюю историю.
Сказывается на формах правления и идеологический фактор. Например, исламская религиозная идеология обусловливает такую форму правления, при которой светский руководитель государства является одновременно и духовным лидером, совмещающим в себе светскую и религиозную власть.