Технологическая карта теоретического занятия

Пояснительная записка.

Предлагаемый Учебно-методический комплекс по «Молекулярной биологии, медицинской генетике» написано с целью оказания помощи для изучения данной дисциплины и подготовке к экзамену.

Учебно-методический комплекс разработано на основе рабочей программой по дисциплине по «Молекулярная биология, медицинская генетика».

Критериям научности обучения предмету «Молекулярная биология, медицинская генетика» является достижение следующих результатов: это качество и объем полученных учащимися знаний, укрепление их уверенности в себе, повышение интереса к предмету, формирование научного мировоззрения.

Важнейшим показателем качество образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного учащегося.

С помощи «Учебно-методического комплекса» преподаватель сможет разносторонне и основательно подготовиться к занятиям.

Одним из методов повышения знаний учащихся является использование межпредметных связей и дополнительной литературы, устных и письменных форм ответов. С этой целью даются вопросы и задания.

Цель дисциплины:

Формирование у учащихся современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма и их применение в клинической практике.

Материал для самоподготовки изложен в следующей последовательности:

- лекционный материал

- цель самоподготовки;

- вопросы для изучения;

- средства для самоподготовки (список литературы, перечень наглядных средств обучения);

- вопросы для самоконтроля.

В лекционном блоке учебный материал представлен в мини- конспекте, в котором содержатся: основные понятия по данному предмету.

Самостоятельная работа учащихся предусматривает выработку навыков анализу лекционного материала, создании презентации, работы над рефератами, докладам, работу по заполнении схем и таблиц, письменные и устные задания, вопросов для самоподготовки.

В УМК рекомендованы различные формы итогового контроля: варианты тестов, вопросы для самоподготовки.

Для реализации программы по предмету рекомендуется следующие формы организации обучения: лекции, семинары, контрольные работы.

Формы проведения занятий:

-учебные занятия по расписанию учебного заведения (теоретические, индивидуальные);

-самостоятельные занятия обучающихся во внеурочное время

Дисциплина «Молекулярная биология» изучает строение и функции нуклеиновых кислот, принципы и механизмы реализации наследственной информации, а также молекулярные основы структуры и функций клеток, процессы роста, развития, деления, опухолевой трансформации и гибели клеток.

«Медицинская генетика» изучает причины возникновения и развития наследственных болезней, их диагностику, профилактику и лечение.

Выписка из рабочей программы:

Количество часов 162часов, в том числе:

· лекций – 102 часов.

В результате изучения обучающийся должен знать:

· Молекулярно-генетический, клеточный и популяционный уровни организации живых организмов;

· структурно-функциональную организацию наследственного материала на генном, хромосомном и геномном уровнях;

· роль биологических мембран в обеспечении межклеточных взаимодействий, механизмы мембранного транспорта и сигнализации в норме и патологических состояниях;

· причины и механизмы возникновения наследственной изменчивости и их роль в формировании наследственной патологии человека и врожденных пороков развития;

· основные признаки наследственной патологии человека;

· основные принципы диагностики, профилактики и лечения наследственных болезней;

· основные принципы применения молекулярно-генетических методов и технологий в медицине;

основные термины и понятия молекулярной биологии и генетики

В результете изучения раздела обучающийся должен уметь:

· Использовать знание молекулярно-генетических процессов для объяснения механизмов развития заболеваний;

· распознавать основные, наиболее распространенные наследственные заболевания человека;

· дифференцировать различные типы хромосом и распознавать нормальные и патологические кариотипы человека;

· применять генеалогический метод для установления наследственного характера заболевания;

· использовать специальный справочный материал, молекулярно-биологическую и генетическую терминологию, электронные генетические базы данных и т.д.

Для изучения данной дисциплины рекомендуется использовать основную литературу:

1. Албертс Б., Брей Д. и др. Молекулярная биология клетки. М., 1986, 1 т., 223 с.

2. Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. М., 2001, кн. 1, 431 с.; кн. 2, 320 с.

3. Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., 2006, 477 с.

4. Введение в молекулярную медицину. Под ред. Пальцева М.А. М., 2004,

495 с.

5. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, 638 с.

6. Геномика – медицине. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, 220 с.

7. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003, 446 с.

8. Жимулев И.Ф.Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2003, 478 с.

9. Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. М., 2005, 397 с.

10. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). А., 2007, 222 с.

Дополнительную литературу:

1. Медицинская биология и генетика. Под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, 444 с.

2. Уилсон Дж., Хант Т. Молекулярная биология клетки. Сборник задач. М., 1994, 520 с.

Тема: Предмет и задачи молекулярной биологии и медицинской генетики, основные этапы развития.

Специальность: «Лечебное дело»

Время: - 90 минут

Цели занятия:

Образовательная формирование современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма, структурно-функциональной организации наследственного материала на молекулярном уровне (ДНК), основ генетики, ее значении и роли в современной медицине.

Воспитательная - воспитание личности, умеющей создавать собственную модель здорового образа жизни.

Развивающая - формировать умения: выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности анализировать результаты опытов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: