Дж.Беркли – на вопрос о существовании внешнего мира отвечал «Не знаю!»

Вывод: идеи Беркли, оказывающие наибольшее влияние на последующее развитие мысли, можно сформулировать следующим образом:

1) критерий истинности знаний – в сопоставлении суждений с ощущениями;

2) явления – это структуры, составленные из ощущений субъекта;

3) наука может лишь упорядочивать суждения о явлениях.

Дэвид Юм (1711-1776) – философ, историк, публицист, экономист, психолог, впервые сформулировавший принципы агностицизма и скептицизма в новоевропейской философии.

Юм считал вопрос о существовании внешнего мира неразрешимым. С его точки зрения, действительность – это поток впечатлений, причины которых неизвестны и непостижимы. Причем, наши восприятия столь же мало говорят о существовании внешнего мира, как и об него несуществовании. Из этого следует, что данный вопрос не только нельзя решить вообще, но даже не следует ставить подобным образом.

Юм пришел к выводу, что в дополнительном осмыслении нуждается понятие причинности. Юм полагал, что отношения причинности необходимо истолковывать, используя понятие «опыт». По его мнению, отношение причины и действия как одного из основных отношений, устанавливаемых опытом, не может быть выведено ни на интуиции, ни путем логического доказательства. Однако, из того, что одно явление в опыте предшествует другому, невозможно логически доказать, что первое – причина последующего. На основании этого Юм отрицал объективный характер причинности. В духе скептицизма и агностицизма Юм допускал оговорки: если даже причинная связь и существует, то она непознаваема.

Мыслитель был убежден, что действительным ориентиром поведения людей является отнюдь не знание причинно-следственных отношений, а привычка. Именно в ней он видел основание всех заключений, которые выводятся из опыта, руководство к совершаемым поступкам. Привычка, по Юму, синтезирует и координирует единичные идеи, из которых складывается наше восприятие происходящего. Юм писал: «Наши суждения о причине и действии проистекают из привычки и опыта, а когда мы привыкаем видеть связь одного объекта с другим, наше воображение переходит от первого ко второму в силу естественного стремления к переходу, которое предшествует размышлению и не может быть им предотвращено».

Социальная проблематика Юма: Стремился доказать, что общественный организм возник естественным путем из семейных и родовых отношений людей на основе врожденного чувства симпатии. Резко критиковал феодализм.

Вывод: Юмовский агностицизм не отрицал силы человеческого разума, а был направлен против механицизма, господствовавшего тогда в естественнонаучном и философском мышлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: