Учение о бытии

Лекция 13. Бытие и материя.

1. Учение о бытии.

А) Философский смысл проблемы бытия.

Б) Понимание бытия в различных школах.

В) Основные формы и диалектика бытия.

2. Учение о материи.

А) Эволюция понимания материи в истории философии. Материя как объективная реальность.

Б) Понимание движения. Движение как способ существования материи.

В) Понимание пространства и времени. Пространство и время как формы бытия движущейся материи.

Учебная цель: изучить центральные разделы философии «бытие и материя», материальное бытие и основные подходы к понятию «материя», способность материи к самоорганизации, расположенность материи во времени и пространстве, отражение как свойство материи.

Ключевые слова: бытие, материя, движение, реальность, пространство, время.

Одним из центральных разделов философии (далее фил.), изучающим проблему бытия является онтология (далее онт.). Сама проблема – одна из важнейших в фил. Становление фил. начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философии в первую очередь интересовались онтологией, пытались понять сущность бытия, а уже потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику и иные философские проблемы.

Бытие означает наличествовать, существовать. Для раскрытия категории «бытие» необходимо выделить ряд положений:

- окружающий мир, предметы, явления реально существуют

- окружающий мир есть

- он развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе

- природа, общество, человек, мысли и идеи равно существуют, они образуют целостную бесконечность непреходящего мира, т.е. они сосуществуют

- материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют.

Таким образом, бытие – реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии есть две категории: субстрат и субстанция. Первое – это то, из чего сделано все. Субстанция – первооснова всего существующего. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало – монизм. (В противовес – дуализм, два равноценных начала).

В истории фил. преобладает монистический подход (сущ. 2 формы монизма – идеалистический монизм (идеальные начала являются первоосновой мира) и материалистический монизм (материя – первооснова мира)).

Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объекта мира в прошлом, настоящем и будущем. Объективная реальность – объективное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека.

Субъективная реальность – сознание и все те процессы, которые в нем происходят.

Суб. и объект. реальности очень тесно связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующее звено между ними – человек (существо, принадлежащее и объект. (телесность) и субъект. (сознание) миру).

Бытие – единство субъективной и объективной реальности. Человек – точка пересечения этих реальностей. В этом смысле человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы в целом.

Основные формы бытия:

- материальное бытие – существование материальных тел, вещей, явлений природы…

- идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и внеиндивидуализированного дух. бытия

- человеческое бытие – существование человека как единства материально и духовного бытия

- социальное бытие (включает бытие человека в обществе и бытие самого общества)

- ноуменальное бытие (бытие, реально существующее независимо от сознания того, кто наблюдает за ним со стороны)

- феноменальное бытие – кажущее бытие – то, каким его видит познающий субъект

Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Предметы могут находиться как в бытие, так и в небытие (человек рожденный и еще не зачатый).

2. Учение о материи.

Материя – наиболее распространенная форма бытия. Поиск основы объективной реальности в философии называют проблемой субстанции. Древность:

- Вода (Фалес)

- Огонь (Гераклит)

- «Апейрон» (Анаксимандр)

- Атомы – неделимая субстанция (Демокрит, Эпикур)

- Бог (Платон, религиозные философы)

Под материей в 17 веке понимали только вещество, в 19 в. материя – не только вещество, но и, к примеру, электромагнитные поля (что не является веществом). В начале 20 в. под материей понимается категория для обозначения всего того, что лежит вне нашего сознания. О каких-то формах ее проявления говорить нельзя – их бесконечное множество.

Под материей понимается субстанция, «общее вещах». Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир, т.е. познавать эту объективную реальность. Материя противоположна сознанию (субъективной реальности).

Материя – совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познаниях человеком.

Элементы материи: неживая природа, живая природа, социум (общество)

Существуют следующие подходы к понятию «материя»:

- материалистический подход (материя – основа бытия, все остальное – порождение);

- объективно-идеалистический (материя объективно существует независимо от сущего первичного духа);

- субъективно-идеалистический (мат. как самост. реальности не существует вообще, она лишь продукт субъективного духа);

- позитивистский (понятие материя ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования)

Основной подход – материалистический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: