ТАБЛИЦА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОТРЯДОВ ОТКРЫТОЧЕЛЮСТНЫХ НАСЕКОМЫХ
Или
Рис. 7. Грифельки на брюшке обыкновенного богомола
Класс Скрыточелюстные насекомые (Insecta - Entognatha)
Класс Открыточелюстные насекомые (Insecta - Eсtognatha)
ТАБЛИЦА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛАССОВ
Рис. 5. Лижущий ротовой аппарат
Рис. 4. Колюще-сосущий ротовой аппарат
Рис. 3. Грызуще-сосущий ротовой аппарат
Рис. 2. Грызущий ротовой аппарат
Рис. 1. Схема внешнего строения насекомого
На голове находятся фасеточные глаза и четыре пары придатков. У некоторых видов кроме фасеточных глаз имеются простые глазки. Первая пара придатков – усиками (антенны), органы обоняния. Остальные три пары образуют ротовой аппарат. Верхняя губа (лабрум), непарная складка, прикрывает верхние челюсти. Вторая пара ротовых придатков образует верхние челюсти (мандибулы), третья пара – нижние челюсти (максиллы), четвертая пара срастается и образует нижнюю губу (лабиум). К ротовому аппарату относится также язык (гипофаринкс).
|
|
В зависимости от способа питания ротовой аппарат может быть различного типа: грызущего (рис. 2), грызуще-лижущего (рис. 3), сосущего и колюще-сосущего (рис. 4),
лижущего (рис. 5). Первичным типом ротового аппарата следует считать грызущий.
Грудь состоит из трех сегментов, которые называются соответственно переднегрудь, среднегрудь и заднегрудь (рис. 1). Каждый из сегментов груди несет пару членистых конечностей, у летающих видов на средне- и заднегруди находится по паре крыльев.
Основной членик конечности – тазик, за ним следуют вертлуг, бедро, голень и лапка. В зависимости от образа жизни конечности бывают ходильными, бегательными, прыгательными, плавательными, копательными и хватательными (рис. 6).
Рис. 6. Разнообразие конечностей: 1– ходильная; 2 – прыгательная; 3 – копательная; 4 – плавательная; 5 – хватательная; 6 – собирательная
Крылья, выпячивания стенок тела, состоят из двух складок кожи, покрытых кутикулой, и полости между ними. Крыло имеет жилки, утолщения, в которых проходят трахеи и нервы. Обычно крыльев две пары. У насекомых из отряда Двукрылые вторая пара крыльев превращена в жужжальца. Представители класса Скрыточелюстных крыльев не имеют, среди Открыточелюстных насекомых есть вторично утратившие крылья, например, в связи с паразитическим образом жизни (вши, блохи).
Число сегментов брюшка варьирует от 11 до 4. На брюшке у низших насекомых имеются парные конечности, у высших насекомых они видоизменяются в яйцеклад или другие органы.
Необходимое для определения оборудование и материалы: коллекции насекомых, определители насекомых, лупы, матрасики для накалывания.
|
|
Студент должен иметь с собой систематическую основу прочитанной части курса до уровня класса, тетрадь, альбом, карандаши и ластик. Занятие проводится в университете.
Цель занятия: познакомиться с основными отличительными особенностями строения представителей основных отрядов надкласса Шестиногие, класса Насекомые Открыточелюстные (Insecta-Ectognatha) и скрыточелюстные (Insecta-Entognatha), освоить навыки работы с определителем.
Задание 1:
Возьмите коллекционный экземпляр, рассмотрите внимательно детали строения, раскройте определитель на стр. 3 и прочтите краткий очерк о внешнем строении насекомых. Определите по ключу к какому классу относится данное насекомое по таблице для определения классов на стр. 9, запишите ключ к определению, т.е. основные характеристики класса, в тетрадь. Пользуйтесь списком кратких сокращений на стр. 4.
Бр. насекомого если и имеет на нижней стороне какие-либо придатки, то только на самом конце (церки, грифельки, яйцеклад, рис. 7). В большинстве случаев имеются крылья. Часть вторично бескрылы. Насчитывается более 2 млн. видов.
Бр. взрослого насекомого имеет на нижней стороне придатки не только на последних, но и на первых кольцах, или имеется бр. прыгательная вилка. Крыльев нет. Мелкие или очень мелкие насекомые. Насчитывается около 2000 видов.
Задание 2:
Откройте определитель на стр. 11 и определите по ключу свой объект до отряда, по желанию можно определить насекомое и до семейства и далее до вида по полному определителю Н.Н. Плавильщикова (1994). Пользуйтесь вспомогательными рисунками в тексте.
Схема определения такова:
· Вы читаете тезу. Если она вам более-менее подходит, переходите к следующей тезе под следующим порядковым номером.
· Если вам теза не подходит, переходите на антитезу, номер которой дан в скобках тезы.
· В случае сомнения при выборе характеристики, следует прочитать и тезу и антитезу для сравнения.
Лабораторная работа должна быть подписана следующим образом:
· Подраздел Целомические (Coelomata)
· Надтип Трохофорные (Trochozoa)
· Тип Членистоногие (Arthropoda)
· Подтип Трахейные (Tracheata)
· Надкласс Шестиногие (Hexapoda)
· Класс Скрыточелюстные насекомые (Insecta - Entognatha)
· Класс Открыточелюстные насекомые (Insecta - Eсtognatha)
· Отряд Название (Латынь)
1. Запишите в тетрадь схему ключа к определению в виде порядка цифр через запятую или стрелку (например:1→2→7→12);
2. Перепишите основные признаки отряда, взятые из ключа;
3. Зарисуйте определенный экземпляр (общий вид).
К каждому отряду общую систематику можно не повторять, ограничившись названием отряда. Латынь обязательна.
Таким образом, вы должны определить представителей 8-10 отрядов и запомнить их основные отличия.
1(44). Кр. имеются.
2(29). Рот. части грызущие, т.е. с хорошо развитыми жвалами (у некоторых перепончатокрылых грызуще-лижущие).
3(20). П. кр. такой же плотности, как и задние, стекловидные, перепончатые.
4(5). Усики короткие, едва заветные. Кр. большие, длинные и узкие, густо сетчатые. Бр. длинное, с короткими церками (рис. 8).