Месяцев

Месяца

Месяца

Месяца

Месяц

Дней

Дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).

Материал –погремушка с шаром (диаметр 5-10 см).

Методика выявления: игрушку держат на расстоянии 40 -50 см над грудью ребенка, лежащего на спине, и медленно пе­ремещают два-три раза вправо и влево (до 30 см).

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, при­влекают к ней внимание, вызывая звук погремушки, потряхи­вая ею 2-3 раза.

Примечание. В периоде новорожденности и в последующем, если ребенок не фиксирует взглядом звучащий предмет или лицо взрослого, надо найти то положение его головы и направление взгляда, при котором он воспринимает зрительный раздражитель.

Поведение ребенка: фиксирует взглядом игрушку (следит) до 10 см. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игруш­кой в одну сторону.

2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и мор­гает при резком звуке.

Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 25-40 см два-три раза хлопают в ладо­ши справа и слева (можно использовать колокольчик или шур­шащую бумагу).

Помощь ребенку: если реакции нет, можно произвести звук ближе (до 25 см). Можно заменить хлопок в ладоши звоном ко­локольчика. В помещении должно быть тихо.

Поведение ребенка: при звуке вздрагивает и моргает или ре­агирует одним способом на звук с обеих сторон.

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка, раскачивая в руке игрушку или разговаривая с ним. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвиж­ным или держит игрушку на высоте 40-50 см от глаз ребен­ка.

Помощь ребенку: если сосредоточения нет, взрослый на­клоняется, удаляется, одновременно гремя погремушкой или разговаривая. Как только глаза ребенка фиксируют предмет, звук погремушки и разговор взрослого прекращаются.

Поведение ребенка: движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5-10 с.

2. Слуховые ориентировочные реакции: плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке.

Материал –погремушка с сильным звуком.

Методика выявления: когда ребенок, лежащий на спине, беспокоен, кричит или плачет, взрослый ласково говорит с ним, гремит погремушкой или хлопает в ладоши, находясь вне поля зрения ребенка.

Помощь ребенку: если ребенок не успокаивается и не ре­агирует, громче говорят с ним или гремят погремушкой, можно два-три раза похлопать в ладоши.

Поведение ребенка: через 5-15с успокаивается. Движе­ния заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10-15с.

1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное просле­живание движущегося предмета.

Материал –яркая игрушка (без звука).

Методика выявления: внимание лежащего на спине ребен­ка привлекают к игрушке (приближают, удаляют в сторону на расстояние до 10 см и вверх на расстояние до 70 см), которую затем медленно передвигают вправо и влево на 20-30 см на вы­соте 40-50 см от глаз ребенка.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит или отвлекается, его внимание к игрушке привлекают повторно, при отсутствии реакции надо поговорить с ним. Можно использовать звучащую игрушку и звуком привлечь к ней внимание. При передвижении игрушки звук убирают.

Поведение ребенка: сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее два раз.

2. Слуховые ориентировочные реакции: длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, зву­ку игрушки).

Материал –погремушка с сильным звуком.

Методика выявления: на расстоянии 50 см от ребенка, лежащего на спине, вне поля его зрения, гремят погремушкой 5-10 с.

Помощь ребенку: если прислушивания нет, гремят погре­мушкой еще три раза, подносят погремушку ближе (20-30 см).

Поведение ребенка: прислушивается во время и после звучания погремушки (10-15 с), движения заторможены

3. Эмоции и социальное поведение: первая улыбка в от­вет на разговор взрослого.

Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются, вызывая у него зрительное со­средоточение на лице говорящего взрослого. Повторяют об­ращение до 4 раз. Не следует тормошить или гладить ребен­ка.

Помощь ребенку: если улыбки нет, можно потормошить, погладить его два-три раза.

Поведение ребенка: неярко улыбается в ответ на 3-4 об­ращения к нему.

4. Движения общие: лежа на животе, пытается подни­мать и удерживать голову (до 5 с).

Методика выявления: ребенка кладут на живот, выправ­ляя ему руки, и наблюдают.

Помощь ребенку: если ребенок не приподнимает голову, ему помогают, поглаживая спину вдоль позвоночника, от за­тылка до копчика.

Поведение ребенка: сразу приподнимает голову после по­глаживания спины, удерживает ее до 5 с и опускает.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: из­дает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

Методика выявления: взрослый наклоняется над ребен­ком, лежащим на спине, на расстоянии 25-30 см от его глаз, вызывает сосредоточение на своем лице, ласково раз­говаривает, произносит певучие звуки (до 5 раз).

Помощь ребенку: если ребенок не произносит звуки, раз­говор с ним продлевается до 1-2 мин. Если по-прежнему нет звуков, то надо погладить, потормошить ребенка.

Поведение ребенка: после нескольких обращений взросло­го ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсро­ченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).

1. Зрительные ориентировочные реакции:

а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на при­влекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого.

Материал –яркая игрушка (диаметр – 5-10 см).

Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушкой, подвешенной на высоте 50-70 см над его грудью, или на этой же высоте неподвижно держат игрушку.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит, привлекают его внимание, двигая игрушкой, приближая и удаляя ее, вызы­вая звук.

Поведение ребенка: смотрит на игрушку в течение 20-25 с, не двигается;

б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.

Материал –яркая игрушка (диаметр – 5-10 см).

Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка к игрушке и медленно передвигают ее впра­во и влево от средней линии на высоте 40-50 см, один раз в каждую сторону.

Помощь ребенку: если ребенок отвлекается, теряет иг­рушку из поля зрения, разрешается повторно привлечь к ней внимание и повторно (до 3 раз) плавно передвигать игрушку вправо и влево от средней линии.

Поведение ребенка: следит непрерывно (10-15 с) за иг­рушкой (до 50 см), поворачивая голову вправо и влево.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) ищущие повороты головы при длительном звуке.

Материал –громко звучащая игрушка или шуршащая бумага.

Методика выявления: гремят погремушкой 3-5 с на расстоянии 40-50 см сбоку, вне поля зрения лежащего на спине ребенка.

Помощь ребенку: если реакции нет, следует повторно 2-3 раза погреметь погремушкой справа и слева.

Поведение ребенка: слушает в течение 5 с и после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево. Возможен преимущественный поворот головы в одну сторону;

б) поворачивает голову в сторону голоса взрослого.

Методика выявления: взрослый ласково говорит с ребен­ком, лежащим на спине под подвешенной игрушкой, вне поля его зрения (на расстоянии 40-50 см) в течение 1 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не поворачивает голову в сторону взрослого, можно или продолжить разговор с ним, говорить более радостно, оживленно, или встать перед ребенком так, чтобы он посмотрел на говорящего, затем опять отойти в сторону, но так, чтобы ребенок не следил за ним. После проверки обязательно, разговаривая, по­казаться ребенку.

Поведение ребенка: сосредоточенно слушает в течение 5-10 с и поворачивает голову в сторону голоса взрослого, ищет глазами, пытается "увидеть".

3. Эмоции и социальное поведение:

а) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.

Методика выявления: наклоняясь над лежащим на спине ребенком, ласково говорят с ним (не прикасаясь), обращаясь три раза.

Помощь ребенку: если улыбка не появляется, надо еще два-три раза ласково поговорить с ребенком, более оживленно.

Поведение ребенка: широко и длительно улыбается после трех обращений к нему;

б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.

Методика выявления: по обе стороны на расстоянии 30-40 см от лежащего на спине ребенка кладут детей, им в руки дают игрушки, провоцируют действия с ними, радуют де­тей, вызывая звуки.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на соседа, для привлечения внимания позвать ребенка оттуда, где лежат другие дети.

Поведение ребенка: случайно увидев лежащего рядом ре­бенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредото­чивает на нем взгляд в течение 15-30 с. Движения затор­можены.

4. Движения общие: лежа на животе, поднимает и неко­торое время удерживает голову.

Материал –яркая звучащая игрушка.

Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблю­дают в течение 2 с. Если ребенок не поднимает голову, на расстоянии 30-40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, медленно поднимают ее, говорят с ребенком.

Помощь ребенку: если ребенок не поднимает голову, по­правляют ему руки под грудью, придерживают ноги, слегка нажимая, гладят спину вдоль позвоночника, от затылка до копчика.

Поведение ребенка: поднимает невысоко и удерживает го­лову не менее 5с.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: по­вторно произносит отдельные звуки.

Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим на спине.

Помощь ребенку: если за время наблюдения ребенок не произносит звуки, у него вызывают зрительное и слуховое сосредоточение на лице взрослого, а затем (несколько раз, повторно) произносят гласные и гортанные звуки (а, гы, кх, э). При длительном отсутствии звуков можно погладить, потор­мошить ребенка.

Задают вопрос взрослому, сопровождающему ребенка, из­дает ли ребенок звуки, какие.

Поведение ребенка: издает отдельные гласные и соглас­ные звуки без учитываемого раздражителя, может повторять звуки за взрослым. Взрослый отвечает, что ребенок издает звуки, и приво­дит пример.

1. Зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосре­доточение в вертикальном положении (на лице разговарива­ющего с ним взрослого, игрушке).

Материал –яркая звучащая погремушка.

Методика выявления (проверяют только у ребенка, удержи­вающего голову в вертикальном положении): ребенок в вертикаль­ном положении на руках у взрослого, головой опирается о его плечо, второй взрослый на расстоянии 50 см разговаривает с ребенком; взрослый одной рукой держит ребенка в вертикаль­ном положении, а другой показывает ему игрушку, держа ее неподвижно.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, к ней привлекают внимание звучанием, передвижением в сторону, вверх, вниз, а затем держат неподвижно.

Поведение ребенка: после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10 с.

2. Эмоции и социальное поведение:

а) проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональ­ное общение с ним (разговор).

Методика выявления: наклонившись над лежащим на спине ребенком, ласково, улыбаясь ему, оживленно говорят с ним в те­чение 25-30 с, обращаясь три раза.

Если ребенок не контактирует, задают вопрос лицу, сопровождающему ребенка, радуется ли ребенок в ответ на обращение, как проявляет радость.

Поведение ребенка: смотрит на лицо взрослого. После одного-двух обращений широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает и разгибает ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения в течение 5-10 с. Может проявлять комплекс оживления без какого-нибудь одного компонента.

В ответах взрослого, сопровождающего ребенка, перечисляются эти же компоненты;

б) ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Методика выявления: взрослый наблюдает за ребенком, лежащим в манеже на спине между другими детьми.

Помощь ребенку: если ребенок не проявляет интереса к ним, взрослый перекладывает детей так, чтобы рядом с наблюдаемым ребенком были дети, находящиеся в положительном эмоциональном состоянии; взрослый, разговаривая с этими детьми, тормошит, радует их.

Поведение ребенка: услышав звуки, издаваемые лежащим рядом ребенком, ищет взглядом источник звука, а найдя, сосредоточивает взгляд на соседе, затем может реагировать комплексом оживления.

3. Движения руки: случайно наталкивается руками игрушки, низко висящие над грудью.

Материал –две погремушки (шарики на кольцах диаметр 10-15 см), висящие на цветных лентах на высоте 10-15 над грудью ребенка, справа и слева (в манеже и в кроватке, к которой игрушки подвешивают на перекладине над кроватью).

Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушками.

Помощь ребенку: если ребенок неподвижен, вызывают у него комплекс оживления. Если движения рук слабые, ребенок поднимает их невысоко и нешироко разбрасывает, игрушки опускают ниже, на необходимую высоту, и сдвигают ленты до ширины размаха рук.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, на какой высоте подвешены игрушки в кроватке, наталкивается ли на них руками ребенок.

Поведение ребенка: оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку (одну или обе) два-три раза. Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения рук. Взрослый отвечает положительно на оба вопроса.

4. Движения общие:

а) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 мин).

Материал –яркая погремушка.

Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблюдают в течение 2с

Помощь ребенку: если ребенок не поднимает голову, разговаривают с ним, гремят погремушкой на высоте 20-30 см над подстилкой на расстоянии 50-70 см от ребенка. Если он не пытается поднять голову, ему помогают, проводя рукой вдоль позвоночника.

Поведение ребенка: сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат. Сохраняет это положение в течение 1 мин;

б) удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

Методика выявления: ребенка держат на руках вертикально, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой — подмышки (под грудью).

Поведение ребенка: удерживает голову прямо в течение 30 с;

в) при поддержке подмышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

Методика выявления (разрешается проверять только у ребенка, удерживающего голову в вертикальном положении): взрос­лый берет ребенка под мышки лицом к себе и опускает на твердую опору. Не следует ставить его.

Помощь ребенку: если при прикосновении к подстилке упора ног не возникает, надо положить ребенка на спину и, прижав обе ступни его ног к твердой вертикальной опоре или свое­му животу, погладить обе ноги ребенка от передней внутренней и наружной боковой стороны бедра до ступни; перевернув ребенка на живот и прижав обе ступни его ног к своему животу, поглаживать его ноги по задней поверхности бедра от ягодиц до ступни, затем провести легкое поглаживание ступней ног, захватывая внутренний и наружный своды стопы и пальцы, после чего необходимо проверить возникновение упора ног ребенка в вертикальном положении.

Поведение ребенка: при прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.

1. Зрительные ориентировочные реакции: узнает мать или близкого человека (радуется).

Методика выявления: к лежащему на спине ребенку поочередно (с паузой

3-5 с) повторно подходят и наклоняются над ним мать (или близкий человек) и незнакомый взрослый. Ласково говорят с ним. При отсутствии реакции (в доме ребенка) на знакомого человека вызывающим радость может быть музыкальный воспитатель, логопед, один из воспитате­лей, няня группы.

Поведение ребенка: на знакомого человека смотрит выжи­дающе, радостно улыбается. При повторном появлении ожив­ляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недо­волен, когда взрослый отходит, и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме ребенка реакция может отсутствовать.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) поворачивает голову в сторону невидимого источни­ка звука и находит его глазами.

Материал –громко звучащая погремушка, шуршащая бумага.

Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежаще­го на спине, на расстоянии 50-70 см, гремят погремушкой 3-4 раза (паузы – 2с) или шуршат бумагой. В помещении должно быть тихо.

Поведение ребенка: слушает в течение 2-3 с и четко по­ворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушку или бумагу, смотрит на нее в течение 10 с;

б) по-разному реагирует на спокойную и плясовую ме­лодии.

Материал (можно без материала) – металлофон, губная гармошка.

Методика выявления: ребенок лежит на спине, спокоен. Взрослый, стоя над ним, играет или поет колыбельную (спо­койную) песню. Пауза — 15-30 с. Затем играет или поет ре­бенку оживленную плясовую мелодию. После паузы (15-30с) опять поет колыбельную.

Помощь ребенку: если у ребенка не появляется адекват­ной ответной реакции на мелодию, разрешается повторно петь или играть плясовую мелодию, одновременно оживлен­но двигая его руками и ногами, а во время звучания колыбельной мелодии поглаживая ручки и ножки.

Поведение ребенка: спокойно слушает колыбельную, смотрит на поющего. Движения заторможены. Оживляется при звуках плясовой, радостно смотрит на взрослого, появляется комплекс оживления. После окончания пения оживление сохраняется в течение 5-10 с. При звуках колыбельной опять становится спокойным.

3. Эмоции и социальное поведение:

а) во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления.

Методика выявления: ситуация естественная. Ребенок ле­жит на спине под низко подвешенными игрушками. Взрослый наблюдает за его поведением, оставаясь вне поля зрения, в течение 30 мин.

Помощь ребенку: если комплекс оживления не возникает, разрешается привлечь внимание ребенка к висящим игруш­кам, вызывая их звучание, приводя их в движение и каса­ясь рук ребенка. При необходимости взрослый может погово­рить с ребенком, вызвав сосредоточение на своем лице и ответную улыбку, после чего удаляется из поля зрения ре­бенка.

Примечание. Если ответную реакцию удается вызвать с помощью до­полнительных приемов и воздействий, если она возникает не сразу, трудно, длится недолго, ее нельзя считать сформированной. Развитие ребенка по данному умению не соответствует возрасту.

Поведение ребенка: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин. и более;

б) громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обще­ние с ним.

Методика выявления: наклоняясь над ребенком, лежащим на спине, ласково, оживленно говорят с ним, обращаясь к нему до трех раз.

Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка: как радуется ребенок, умеет ли сме­яться?

Поведение ребенка: радуется, громко смеется.

Взрослый отвечает положительно на второй вопрос;

в) ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

Методика выявления: наблюдаем за ребенком, лежащим на спине, на расстоянии 40-50 см от других детей.

Поведение ребенка: активно ищет и находит взглядом соседа. Рассматривает его лицо, оживляется, тянется, пытается дотронуться, иногда поворачивается. Второй ребенок в ответ улыбается.

4. Движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудьюигрушки.

Материал –погремушка (шарик на кольце диаметром 15 см) подвешена на длинной ленте на высоте 5-10 см над грудью ребенка по средней линии.

Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, ле­жащим под игрушкой. Если ребенок бездействует, касаются его рук игрушкой, раскачивают ее.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка: играет ли ребенок подвешенными над грудью игрушками, что он де­лает с игрушками, как действует?

Поведение ребенка: смотрит на игрушку, протягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т.д. (3 мин. и более).

В ответе взрослого перечислены все эти действия ребенка

5. Движения общие: то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.

6. Подготовительные этапы развития активной речи: гулит.

Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, лежа­щим на спине под игрушками (до 30 мин). В помещении тихо.

Помощь ребенку: если ребенок не гулит, то, наклонившись над ним, вызвав зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого, произносят повторно гласные звуки и наблюдают. Ре­комендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голо­совой (речевой) активности, т.е. через 10-15 мин. после еды, при засыпании, после эмоционального общения со взрослым и после занятия.

Задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка: про­износит ли ребенок звуки, какие, как он их произносит?

Поведение ребенка: гулит сам или через 1-3 мин. после общения с ним взрослого.

Из ответов взрослого видно, что ребенок гулит.

7. Навыки и умения в процессах: во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

Материал –бутылочка с соской при искусственном или смешанном кормлении.

Методика выявления: ребенка держат на руках в положении полулежа. Бутылочку взрослый держит так, чтобы, протянув руки, ребенок мог взять ее; направляют соску в рот ребенка и поддерживают бутылочку, поправляя его руки.

Задают вопросы взрослому: где руки ребенка во время кормления, придерживает ли он руками то, из чего ест?

Поведение ребенка: при виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает, во время кормления – руки на бу­тылочке.

Лицо, сопровождающее ребенка, отвечает положительно на второй вопрос.

1. Зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

Методика выявления: ребенок находится в вертикальном по­ложении на руках у взрослого или лежит на спине. Знакомый взрослый подходит на расстояние 50 см и улыбается, затем сразу подходит незнакомый и, если реакция нечеткая, опять знакомый взрослый.

В доме ребенка при проверке у де­тей развития способности различать рекомендуется вызывать узнавание взрослых, наи­более часто общающихся с ребенком (музыкальный воспитатель, логопед, врач группы, няня и др.).

Задают вопросы взрослому, как ребенок реагирует на незна­комого.

Поведение ребенка: при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормо­зятся движения, он хмурится, может заплакать.

Из ответов взрослого видно, что ребенок по-разному реаги­рует на знакомых и незнакомых.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) узнает голос матери или близкого человека.

Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, изда­ли, вне поля его зрения, ласково говорит незнакомый взрослый в течение 30 с, после паузы (30 с) – мать или другой знакомый взрослый и опять после паузы – незнакомый взрослый.

Помощь ребенку: если ребенок не реагирует на голос знако­мого человека, то следует проверить реакцию ребенка на голос мужчины и знакомого взрослого.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка: как реагирует ребенок на голос матери, узнает ли ее голос?

Поведение ребенка: к незнакомому голосу прислушивается, ищет говорящего глазами, к повторному звучанию бывает безразличен. К голосу знакомого взрослого прислушивается, ищет глазами, улыбается, поворачивается, беспокоится и ищет, если голос замолкает.

Из ответов взрослого понятно, что ребенок узнает его по голосу.

б) различает строгую и ласковую интонации обращенной к ребенку речи, по-разному реагирует.

Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, не наклоняясь к нему и так, чтобы он не видел выражения лица взрослого, говорят ласково 3-4 раза, после паузы (5 с) – строго, опять ласково.

Помощь ребенку: если реакция отсутствует, разрешается повторить обращение к ребенку с разной интонацией, чтобы он увидел изменение мимики взрослого в соответствии с интонацией.

Задают вопросы взрослому: разговаривает ли он с ребенком строго, как тот ведет себя при этом, успокоится ли, если с ним потом заговорить ласково?

Поведение ребенка: на ласковую интонацию улыбается, оживляется, на строгую – сосредотачивается, хмурится, может заплакать.

Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и описывает адекватное поведение на второй и третий вопросы.

3.Эмоции и социальное поведение: радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

Методика выявления: ситуация естественная или провоцирующая. Ребенок лежит в манеже, где бодрствуют несколько детей. Взрослый наблюдает за его поведением.

Помощь ребенку: если общения между детьми не возникает, то взрослый кладет наблюдаемого ребенка ближе к другим детям (30-40 см) и выкладывает в руку одному из соседей наблюдаемого ребенка погремушку, гремит ею, тормошит ребенка, вызывая оживление, но не разговаривает с ним.

Поведение ребенка: осматривает все, находит глазами ребенка, издающего звуки, рассматривает его, меняет положение, тянется, старается взять игрушку (если ребенок ее держит), гулит, повторяет за ним звуки.

4. Движения руки и действия с предметами:

а) берет игрушку из рук взрослого.

Материал – погремушка с длинной ручкой (10-12 см).

Методика выявления: на высоте 20-30 см над грудью ребенка, лежащего на спине, держат погремушку, привлекают к ней внимание, передвигая погремушку слегка в сторону и вызывая звук.

Помощь ребенку: если реакции хватания не возникает, рекомендуется поглаживание рук ребенка от плеча до кисти по внутренней и наружной сторонам руки, потряхивание кисти с фиксацией руки в локтевом суставе, потряхивание кисти с фиксацией руки в лучезапястном суставе, тормошение ребенка с целью вызвать общее оживление. После этого необходимо повторно проверить способность ребенка взять игрушку, которую взрослый держит над его грудью (можно прикоснуться игрушкой к тыльной стороне ладоней правой и левой руки, а затем опять показать игрушку).

Поведение ребенка: смотрит на игрушку, поднимает и выпрямляет руки, направляет их к игрушке и берет ее (воз­можно, одной рукой);

б) удерживает в руке игрушку.

Примечание. Этот показатель проверяется только у тех детей, ко­торые умеют четко брать игрушку из рук взрослого.

Материал –погремушка с длинной ручкой (10-12 см).

Методика выявления: та же.

Помощь ребенку: если ребенок, взяв игрушку, сразу вы­пускает ее, необходимо побудить его опять взять ее, после чего взрослый своей рукой помогает ребенку удержать иг­рушку в течение 30 с. После этого повторяют проверку уме­ния удерживать игрушку.

Поведение ребенка: взяв игрушку, не роняет и удержива­ет ее в течение 30 с.

5. Движения общие:

а) долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.

Материал –яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления: ребенка кладут на живот, перед ним ставят игрушку так, чтобы он не касался ее руками, и на­блюдают.

Помощь ребенку: если ребенок лежит, не опираясь на ладони выпрямленных рук, то надо несколько раз провести рукой от затылка до копчика вдоль позвоночника, поглаживая спину. Вызвать сосредоточение на игрушке, стоящей перед ребенком, после чего медленно поднимать ее вверх выше головы ребенка, на том же расстоянии от глаз ребенка.

Поведение ребенка: сразу после того, как положили на живот, или при виде игрушки, или после дополнительного воздействия выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук;

б) переворачивается со спины на живот.

Материал –яркая игрушка.

Методика выявления: внимание ребенка, лежащего на спине, привлекают к игрушке, ее передвигают сверху вниз и кладут рядом с ребенком так, чтобы он не мог взять ее.

Помощь ребенку: если у ребенка не возникает попытки перевернуться на живот, необходимо помочь ему, взяв кисть руки, слегка потянуть, чтобы помочь лечь на бок, если после этого ребенок сам не перевернулся на живот, проверка развития движений прекращается.

Если ребенок не переворачивается, задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, пытается ли ребенок сам пере­вернуться на живот, быстро ли он это делает, часто ли пере­ворачивается.

Поведение ребенка: следит за игрушкой, поворачивает го­лову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот, выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опира­ясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову или выполняет это движение при помощи взрослого.

Взрослый отвечает положительно на все три вопроса;

в) ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Методика выявления: ребенка берут под мышки и опуска­ют ногами на твердую опору.

Помощь ребенку: если упор ног не возникает, кладут ре­бенка на спину, упирают его ноги в вертикальную опору или в свой живот и поглаживают ножки от бедра до ступни, пос­ле чего опять проверяют наличие упора ног.

Поведение ребенка: твердо опирается обеими стопами выпрямленных в коленном и тазобедренном суставах ног не менее 1 мин.

6. Подготовительные этапы развития активной речи: по­долгу певуче гулит.

Методика выявления: наблюдают в течение 30 мин. за лежащим ребенком. В помещении должно быть тихо.

Помощь ребенку: если за период наблюдения звуки у ребенка не возникли, то можно повторить наблюдение в благоприятное по режиму время (после кормления, при засыпании, после общения) или провоцировать у него произношение звуков (певучее гуление), вызывая "перекличку" со взрослым, подражание взрослому.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка: произно­сит ли ребенок звуки, какие звуки, как он их произносит?

Поведение ребенка: длительно, нараспев произносит гласные звуки (без видимых воздействий, при виде взрослого, игрушки или после общения со взрослым).

Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и рассказывает, как гулит ребенок (долго, певуче).

7. Навыки и умения в процессах: ест с ложки полугустую и густую пищу.

Материал –глубокая детская тарелка или блюдце с ка­шей или пюре, чайная ложка. Методика выявления: к губам ребенка, который во время кормления полусидит на коленях у взрослого лицом к нему, подносят ложку, наполненную пищей на 1/3, и, разговаривая с ребенком, предлагают ему есть.

Помощь ребенку: можно прикоснуться кончиком ложки к губам и уголкам рта ребенка. Нельзя разжимать губы и надав­ливать на них.

Задают вопросы взрослому, кормит ли он ребенка с лож­ки, открывает ли тот сам рот, как он снимает пищу с ложки.

Поведение ребенка: открывает рот, когда ложка касается его губ. Снимает пищу губами понемногу. Ест медленно.

Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и рас­сказывает, как реагирует ребенок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: