Сдвиг насыпи – смещение насыпи или ее части по наклонному основанию на косогоре. При этом наблюдаются: смещение рельсовой колеи в направлении падения косогора; просадки пути; появление продольных трещин в насыпи; бугры выпирания грунта с низовой стороны (рис. 5.1).
Причины сдвига: неправильная подготовка основания насыпи на косогоре, сложенном глинистыми грунтами, во время ее строительства (снятие дерна, рыхление поверхности основания, нарезка уступов); неудовлетворительное состояние водоотводных устройств с нагорной стороны и замачивание грунтов основания насыпи; наличие наклонно расположенных и переувлажненных верхних слоев грунта в основании, наличие близко к поверхности косогора водоносного слоя; поперечный наклон минерального дна болота; насыпь возведена на косогоре с льдистыми вечномерзлыми грунтами.
Рис. 5.1. Сдвиг насыпи:
1 – ось и поперечный профиль насыпи до сдвига; 2 – то же в результате сдвига; 3 – бугор выпирания грунта
Меры по стабилизации насыпей: упорядочение поверхностного стока и быстрый сбор и отвод воды с нагорной стороны насыпи; перехват и отвод от насыпи грунтовых вод; возведение поддерживающего сооружения (упорного контрбанкета, контрфорсов, подпорной стены из рядов свай) (см. рис. 5.2); отсыпка камня с низовой стороны насыпи на болоте; создание упора из мерзлого грунта у низового откоса насыпи путем поднятия поверхности вечномерзлого грунта (см. рис. 5.3); в особо сложных условиях экономически оправданным может быть перенос трассы дороги.
Рис. 5.2. Стабилизация насыпи на косогоре:
а) упорным контрбанкетом; б) подпорной стеной из рядов свай: 1 – железобетонный ростверк; 2 – технологическая отсыпка
Пучины – неравномерные поднятия поверхности земли (железнодорожного пути) в продольном и поперечном направлении, вызванные морозным пучением грунтов. Морозное пучение грунта – это увеличение его объема вследствие образования избыточного количества льда в порах грунта по сравнению с тем количеством воды, которое было в его порах до замерзания (см. рис. 1.9).
Рис. 1.6. Поперечная дренажная прорезь: а) поперечный разрез; б) вид сбоку; 1 – балластный мешок; 2 – прорезь, заполненная гравелистым песком; 3 – утрамбованный щебень, слой 0,05–0,08 м
Рис. 1.7. Кротовый дренаж: а) поперечный разрез; б) вид сбоку;
1 – балластный мешок; 2 – перфорированные трубы или трубофильтры, вставленные в скважины
Рис. 1.8. Бортовая срезка глинистых грунтов:
1 – балластное углубление; 2 – борт глинистого грунта; 3 –засыпка гравелистым песком срезанного борта