Ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна-Я.Йирасека

Для изучения мотивационной готовности к школе.

Стандартизированная беседа

1. Хочешь ли ты идти в школу? (вопрос выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе)

2. Почему (по какой главной причине) ты хотел бы (не хотел) идти в школу? (выявляются осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу)

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)? (выявляются, какие собственные действия и действия с ним взрослых ребёнок запомнил и расценивает как подготовку к школе)

4. Нравится ли тебе в школе? Что нравится больше всего? (выявляются элементы школьной действительности, наиболее привлекательные для детей)

5. Если учительница в школе предложит тебе самому выбрать тему для свободного урока, то чем бы ты хотел заниматься, о чём бы хотел узнать? (выявляется место школьных интересов в условиях свободного времени)

Полученные данные следует подвергнуть количественной и качественной обработке, особое внимание уделив детям с негативной мотивационной установкой на обучение в школе.

Изучение мотивации может иметь характер проективной беседы. Она может быть проведена, например, после прочтения сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» или сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Исследователь спрашивает у детей: «А как бы вы распорядились, если бы у вас был волшебный цветок (золотая рыбка)?».

Данный тест состоит из трех заданий. Первое — рисо­вание мужской фигуры по памяти, второе — срисовыва­ние письменных букв, третье — срисовывание группы то­чек. Результат каждого задания оценивается по пятибал­льной системе (1 — высший; 5 — низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме от 3 до 6 баллов, рассматрива­ется как выше среднего, от 7 до 11 — как среднее, от 12 до 15 — ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, сле­дует углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.

Все три задачи данного графического теста направле­ны на определение развития тонкой моторики руки и ко­ординации зрения и движений руки. Эти умения необхо­димы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье зада­ния выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него зада­нием.

Тест Керна-Йирасека может применяться как в груп­пе, так и индивидуально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: