Учет износа изоляции обмоток в зимний период с помощью картины теплового поля бака трансформатора
Дефекты обмоток
Тепловое поле бака трансформатора
Снимаются термограммы поверхности бака трансформатора [Л.1]:
· в местах расположения отводов обмоток;
· по высоте бака трансформатора;
· относительно крайних фаз;
· в местах крепления колокола бака.
По значениям температурных градиентов на поверхности бака и их местоположению с помощью технологической документации на трансформатор оценивается возможный дефект в последнем.
У трансформаторов и автотрансформаторов 250 МВА и выше рекомендуется при вводе в эксплуатацию снимать картину теплового поля бака.
Эксперименты, проведенные на моделях, показали что при инфракрасном контроле могут выявляться локальные нагревы в баке трансформатора, вызванные [Л.1]:
· местным нагревом отдельных катушек обмотки;
· перегревами контактных соединений отводов обмоток;
· появлением застойных зон масла, вызванных разбуханием бумажной изоляции витков, шламообразованием или конструктивными просчетами.
|
|
Термограмма трансформатора 60 МВА с 30 % нагрузкой показывает, что циркуляция масла в зимний период (t =–15°C) происходит лишь в зоне средней фазы. Температурные градиенты на поверхности бака в зоне крайних фаз составляют 2 - 3°С, в средней части трансформатора - около 13°С. Таким образом, износ изоляции обмоток, а тем самым и срок службы для средней и крайних фаз является различным.
ИКТ, являясь вспомогательным средством контроля, помогает при наличии газообразования в трансформаторе оценить зону образования дефекта в магнитопроводе, а при наличии заводской документации сузить место поиска дефекта.
Термографическое обследование фаз трансформатора выявило температурные аномалии на баках фаз трансформатора, нагрев большого количества болтов крепления нижнего разъема колокола бака.
Вскрытие баков фаз трансформаторов выявило следующие дефекты:
· потемнение от перегрева пластин в месте соединения швеллера к нижним консолям магнитопровода;
· заземление направляющего шипа днища бака на нижнюю консоль НН в районе регулировочного стержня трансформатора;
· потемнение от нагрева и частичное оплавление шайб, пластины и болта в месте касания его нижней консоли НН.
Проверка схемы заземления магнитопровода мегаомметром показала:
· сопротивление изоляции на участке магнитопровод– бак равно нулю;
· Ом до 5 кОм сопротивление изоляции между пакетами магнитопровода составляет от 6.