· Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
· Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
· Заранее настроены на негативное восприятие себя окружающими.
· Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
· Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
· В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины.
· Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
· Боятся непредсказуемости в поведении родителей родителей
· Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
· Низкий уровень самоконтроля и саморефлексии.
· Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
· Не умеют прогнозировать последствия своих действий.
Факторы, способствующие становлению детской агрессивности:
1. Семья:
· Плохие отношения с одним или двумя родителями
· Дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными.
|
|
· Ощущение безразличия к своим чувствам.
· Отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью.
· Противоречивость требований к ребенку.
2. СМИ.
3. Факторы воспитания и стиля общения взрослых:
· Противоречивость требований к ребенку.
· Собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие самоконтроля и саморегуляции с их стороны.
· Использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных переживаний (гнев, раздражение, обида...)
· Использований приказов, обвинений и угроз.
· Постоянное использование «Ты – сообщений» (как ты смеешь, ты опять...)
· Негативный стиль общения с ребенком:
· Вербальное оскорбление детей.
· Игнорирование чувств, желаний ребенка. Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение.
Задачи родителей и педагогов:
· Контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей.
· Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
· говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык «Я-сообщений»;
· «активно слушать» его внутренний мир;
· не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка;
· Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.
· Обладать навыками саморегуляции.
Дети:
Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме:
|
|
· Прямо заявлять о своих чувствах.
· Умение направлять гнев на объект. При этом, не уклоняясь в стороны от основной жалобы.
· Вежливость в обращении.
· Стремление найти конструктивное решение.
Выражать гнев в косвенной форме.
II блок – практический
1. «Поздороваемся …»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, «разогрев».
Участники перемещаются по помещению под музыку. По команде ведущего каждому участнику необходимо «поздороваться» различными частями тела (головами, плечами, кистями рук, локтем и бедром, и т.д.) с наибольшими количеством присутствующих.