Ход работы по методу изучения конкретного случая

Метод кейс-стади

Усова И.В., преподаватель экономических дисциплин

Метод кейс-стади – это интерактивная технология для краткосрочного обучения студентов, на основе реальных или вымышленных бизнес-ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Использование этого метода необходимо потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Можно быть замечательным специалистом-теоретиком (российская система высшего образования может с легкостью обеспечить высокий уровень теоретических знаний), но научиться находить наиболее рациональное решение, быть готовым соотносить изученный материал с практикой - этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебные курсы.

Исторически метод конкретных ситуаций (кейс-стади) возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода было изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривалась и анализировалось большое количество практического материала.

Цель метода кейс-стади – научить студентов, как индивидуально, так и в составе группы:

- анализировать информацию,

- сортировать ее для решения заданной бизнес-задачи,

- выявлять ключевые проблемы,

- генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Студенты во время работы над конкретным случаем находятся в центре процесса решения определенной проблемы. Как правило, группы разбиваются на более мелкие и более активные рабочие подгруппы, состоящие из 4 - 6 человек. В этих малых группах изучают материалы данного случая и разрабатывают предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всей группой. Технология кейс-метода включает несколько этапов и последовательных действий (таблица 1):

Таблица 1.

Фаза Цель
1. Знакомство с конкретным случаем. Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения.
2. Получение информации из материалов кейса и благодаря самостоятельной обработке информации. Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее.
3. Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений. Развитие альтернативного мышления.
4. Резолюция: нахождение решения в группах. Сопоставление и оценка вариантов решения.
5. Диспут: Отдельные группы защищают свое решение. Аргументированная защита решений.
6. Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах с решением, встречающимся в действительности. Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения.

Кейсы могут быть самыми различными по объему и содержанию. Это зависит от целей обучения, уровня знаний студентов, а также от того, какую помощь надо оказывать, и какую информацию необходимо предоставлять студентам во время процесса принятия решения. Существует целый ряд классификаций кейсов, так, по виду предоставляемой информации различают четыре варианта, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: