Метод кейс-стади
Усова И.В., преподаватель экономических дисциплин
Метод кейс-стади – это интерактивная технология для краткосрочного обучения студентов, на основе реальных или вымышленных бизнес-ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Использование этого метода необходимо потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Можно быть замечательным специалистом-теоретиком (российская система высшего образования может с легкостью обеспечить высокий уровень теоретических знаний), но научиться находить наиболее рациональное решение, быть готовым соотносить изученный материал с практикой - этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебные курсы.
Исторически метод конкретных ситуаций (кейс-стади) возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода было изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривалась и анализировалось большое количество практического материала.
|
|
Цель метода кейс-стади – научить студентов, как индивидуально, так и в составе группы:
- анализировать информацию,
- сортировать ее для решения заданной бизнес-задачи,
- выявлять ключевые проблемы,
- генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Студенты во время работы над конкретным случаем находятся в центре процесса решения определенной проблемы. Как правило, группы разбиваются на более мелкие и более активные рабочие подгруппы, состоящие из 4 - 6 человек. В этих малых группах изучают материалы данного случая и разрабатывают предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всей группой. Технология кейс-метода включает несколько этапов и последовательных действий (таблица 1):
Таблица 1.
Фаза | Цель |
1. Знакомство с конкретным случаем. | Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения. |
2. Получение информации из материалов кейса и благодаря самостоятельной обработке информации. | Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее. |
3. Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений. | Развитие альтернативного мышления. |
4. Резолюция: нахождение решения в группах. | Сопоставление и оценка вариантов решения. |
5. Диспут: Отдельные группы защищают свое решение. | Аргументированная защита решений. |
6. Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах с решением, встречающимся в действительности. | Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения. |
Кейсы могут быть самыми различными по объему и содержанию. Это зависит от целей обучения, уровня знаний студентов, а также от того, какую помощь надо оказывать, и какую информацию необходимо предоставлять студентам во время процесса принятия решения. Существует целый ряд классификаций кейсов, так, по виду предоставляемой информации различают четыре варианта, которые представлены в таблице 2.
|
|
Таблица 2.