Коммерческая тайна

В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" информация, составляющая коммерческую тайну, – это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Иными словами, режим коммерческой тайны вводится в целях сохранения конфиденциальности информации, что позволит ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Законодателем в ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" дан также перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну и, следовательно, не подлежат засекречиванию.

Режим коммерческой тайны считается введенным после принятия обладателем мер по охране конфиденциальности информации, которые должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Таким образом, меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Коммерческая деятельность организации тесно связана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разнообразной информации. В связи с этим возникают следующие вопросы:

· вся ли информация подлежит защите или следует выделять отдельные ее группы?

· если для защиты выделяется определенная группа информации, то какие критерии для этого существуют?

Отвечая на поставленные вопросы, следует подчеркнуть, что защите подлежит не вся информация, а только та, которая представляет ценность для организации. При определении ценности коммерческой информации необходимо руководствоваться такими ее свойствами, как полезность, своевременность и достоверность.

Полезность информации состоит в том, что она создает субъекту выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного результата. В свою очередь, полезность информации зависит от своевременного ее получения и доведения до исполнителя. Из-за несвоевременного поступления важных по своему содержанию сведений часто упускается возможность заключить выгодную торговую или иную сделку.

Критерии полезности и своевременности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы с критерием достоверности информации. Причины возникновения недостоверных сведений различны: неправильное восприятие (в силу заблуждения, недостаточного опыта или профессиональных знаний) фактов или умышленное, предпринятое с определенной целью их искажение. Поэтому, как правило, сведения, представляющие коммерческий интерес, а также источник их поступления должны подвергаться перепроверке.

Собственник коммерческой информации на основании совокупности перечисленных критериев определяет ее ценность для своей хозяйственной деятельности и принимает соответствующее оперативное решение.

В зарубежной экономической литературе коммерческая информация рассматривается не в качестве средства извлечения прибыли, а прежде всего условие, способствующее или препятствующего ее получению. Особо подчеркивается наличие стоимостного фактора коммерческой информации, т.е. возможность выступать в качестве предмета купли-продажи. Поэтому важное значение в условиях развития многообразных форм собственности имеет вопрос об определении принадлежности информации на правах интеллектуальной собственности конкретному субъекту предпринимательства, а в итоге наличия у него прав на ее защиту.

В совокупности под служебной или коммерческой тайной негосударственной организации следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, которые связаны с производственной, управленческой, финансовой или иной деятельностью организации и распространение которых может нанести ущерб ее интересам.

Закон РФ, регламентирующий коммерческую деятельность, предусматривает, что владельцами (собственниками) коммерческой информации могут быть граждане России, граждане иностранных государств, а также объединения граждан – коллективных предпринимателей.

Обширны и направления коммерческой деятельности. Это внутренние и внешние экономические сферы производственной, посреднической, коммерческой, научно-технической, инвестиционной, сервисной деятельности.

Обеспечение защиты государственной тайны не имеет прямого отношения к защите коммерческой тайны. Однако следует указать на некоторые возможные исключения. Под защиту государства может быть взята коммерческая информация, оцененная как особо важная не только для ее собственника, но и для государства, когда не исключено, что к ней может проявить интерес иностранная спецслужба. Вопрос о подобной защите должен решаться на договорной основе между предпринимателем и органом федеральной безопасности с обозначением пределов и функций профессиональной деятельности последних.

Что касается собственно коммерческой тайны, то она специальной уголовно-правовой и режимной защитой не обладает.

Определение и вопросы гражданско-правовой охраны служебной и коммерческой тайны рассмотрены в статье 139 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, называющейся “Служебная и коммерческая тайна”:

“1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору”.

Подводя итог, можно выделить основные признаки информации, составляющей коммерческую и служебную тайну и подлежащей защите:

· действительная или потенциальная ценность информации в силу неизвестности ее третьим лицам,

· доступ к информации закрыт на законном основании,

· обладатель информации принимает надлежащие меры по ее охране;

Действительная или потенциальная коммерческая ценность информации во многом носит субъективный характер и позволяет предпринимателю ограничивать доступ к практически любым сведениям, используемым в предпринимательской деятельности, за исключением сведений, определяемых нормативно-правовыми актами.

Коммерческая информация, циркулирующая в организации, подразделяется на техническую, организационную, финансовую, рекламную, информацию о спросе-предложении, конкурентах, криминальной обстановке и т.д. Прежде чем принимать меры к защите определенной информации, необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну предприятия и предпринимателя, т.е. какие сведения нельзя скрывать и ограничивать доступ к ним?

2. Какие сведения невыгодно скрывать?

3. Какие сведения подлежат защите?

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Этот перечень является исчерпывающим. Он заменил и отменил аналогичный перечень сведений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. N 35 (с изменениями и дополнениями от 3 октября 2002 г. N 731). Ранее действовавший перечень тех сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, значительно сужен. Прежде те сведения, которые в обязательном порядке должны были сообщаться в налоговые, финансовые и иные контролирующие органы, не могли относиться к коммерческой тайне. Теперь же они могут быть отнесены к коммерческой тайне, если обладатель этих сведений сделает о том особое указание (см. части 3 и 4 ст. 6 Закона).

Статья 5 Закона перечисляет отдельные категории сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, и заканчивает это перечисление указанием на то, что иные федеральные законы могут определить дополнительные категории сведений, которые не должны составлять коммерческую тайну лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В то же время ст. 139 ГК устанавливает, что "сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются" не только "законом", но и "иными правовыми актами".

Предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять перечисленные выше сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством, а также трудового коллектива предприятия.

Можно задаться вопросом о том, кому конкретно предприниматель обязан предъявлять по требованию перечисленные сведения. Исходя из характеристики информации, следует предполагать, что претендовать на это могут в пределах своей компетенции:

· прокурор в порядке надзора и в других случаях, предоставленных ему законом;

· правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;

· налоговые службы (управления);

· аудиторские фирмы (по просьбе самого владельца);

· профсоюзы;

· государственные предприятия (учреждения);

· санэпидемстанции;

· экологические организации;

· коммерческие предприятия и частные лица, вступающие в сделку с организацией.

Данный перечень не является исчерпывающим и может быть продолжен.

Ответ на вопрос о том, какие сведения невыгодно скрывать, касается коммерческой информации, которую невыгодно скрывать самой организации или предпринимателю. Это прежде всего рекламная информация. Без рекламы трудно добиться эффективного результата в хозяйственной деятельности, особенно в условиях жесткой конкуренции. Реклама широко начинает входить в нашу жизнь. Однако широкое распространение рекламы имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Рекламная информация становится достоянием не только законопослушных граждан, на которых она и рассчитана, но и преступных элементов. Коммерческая информация, содержащаяся в рекламе в газетах, журналах, по телевидению и радио помогает преступникам определиться с объектом будущего посягательства, изучить его слабые стороны.

Предприниматель, рекламирующий свою деятельность, должен знать, с какими препятствиями он может столкнуться, и как он может их преодолеть в конкретной ситуации. Не является выходом конспирация коммерческой деятельности, как пытаются это делать некоторые фирмы. Очевидно, что обеспечить свою безопасность можно путем применения соответствующих форм, методов и способов защиты.

К группе коммерческих сведений, которые следует защищать, относятся те, которые представляют хозяйственную ценность для предпринимателя, и на которые не распространяется законный доступ третьих лиц, т.е. прежде всего сведения, составляющие коммерческую тайну.

Нарушение закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что ограничения, вводимые на использование сведений, составляющих коммерческую тайну, направлены на защиту интеллектуальной, материальной, финансовой собственности и других интересов, возникающих при организации трудовой деятельности организации, персонала ее подразделений, а также при их сотрудничестве с работниками других организаций.

Целью таких ограничений является предотвращение разглашения, утечки или несанкционированного доступа к конфиденциальной информации. Ограничения должны быть целесообразными и обоснованными с точки зрения необходимости обеспечения информационной безопасности. Не допускается использование ограничений для сокрытия ошибок и некомпетентности руководства организации, бесхозяйственности, расточительства, недобросовестной конкуренции и других негативных явлений в деятельности организации, а также уклонения от выполнения договорных обязательств и уплаты налогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: