Технологий избирательной кампании

Таблица 1. Этапы разработки и реализации

Виды политических технологий.

Важнейшими видами политических технологий, используемых в политическом управлении являются технологии политического менеджмента, технологии разработки и принятия политических решений [2], технологии избирательных кампаний, технологии урегулирования политических конфликтов, информационно-коммуникационные технологии. Особым видом технологий политического управления являются технологии взаимодействия с массой, толпой. Ее применение требует от субъекта управления специальных, в том числе социально-психологических знаний, учета ряда принципов воздействия на такое специфическое социальное образование как толпа. Далее более подробно рассмотрим следующие технологии политического управления: технологии избирательных кампаний, урегулирования политических конфликтов и технологии управления толпой.

Избирательные технологии – это система средств, приемов и способов, направленных на решение задач избирательной кампании, комплексы методов, используемых в ходе выборов.

Избирательные технологии подразделяются на:

внешние технологии направлены на обеспечение организации и проведение выборов, создание избирательной инфраструктуры – организационно-правового каркаса для множества отдельных избирательных кампаний;

технологии отдельных избирательных кампаний, т.е. целенаправленную деятельность политических субъектов, использующих специальные средства и методы воздействия на электорат (избирателей) [15, с. 495].

Поскольку избирательная кампания, независимо от масштабов и видов выборов в органы власти имеют одинаковые этапы, которые определены типичностью событий, состава субъектов избирательного процесса, особенностями их взаимодействия, можно определить алгоритм избирательной кампании. Он включает в себя:

анализ предвыборной ситуации;

разработку избирательной стратегии;

реализацию стратегии.

Каждый из этапов алгоритма избирательной кампании имеет свои особенности в использовании набора политических технологий (см. табл. 1).

Этап избирательной кампании Ведущие технологии Содержание используемой технологии; структурные элементы ведущей технологии
1.Анализ предвыборной ситуации Технология диагностики Исследование объективных социальных условий, конъюнктуры политического рынка в избирательном округе, оценка соответствия внешних и внутренних ресурсов кандидата, выработка вероятностного прогноза победы кандидата на выборах
2.Разработка избирательной стратегии Технология проектирования Расчёт возможных альтернатив избирательной стратегии; подготовка стратегического плана кампании – программы для дальнейших, более детальных технологий
3. Реализация стратегии Технология реализации проекта Включает технологии: управления избирательной кампанией (менеджмент), психотехнологию политрекламы, коммуникации, создание имиджа, контактов с СМИ, финансирования кампании, создания информационных продуктов (текстов, слоганов, видеоклипов, портретов и т.п.)

Еще один вид политических технологий – технологии урегулирования политических конфликтов.

Под политическим конфликтом (от лат. conflictus – столкновение) понимается вид политического процесса, характеризующийся резким противоборством, столкновением политических сил, обусловленным противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. К основным видам политического конфликта относят:

1) конфликт интересов (вызванный столкновением политических и социально-экономических целей);

2) конфликт ценностей (связанный с противоборством различных идеологических течений, политических ценностей и ориентаций);

3) конфликт идентичности (обусловленный процессом отождествления, идентификации индивидами или социальными группами своей принадлежности к той или иной общности) [6].

Правильно организованное управление придает конфликту формы, обеспечивающие минимизацию политических, социальных, экономических и иных потерь и издержек.

Важнейшим средством разрешения политического конфликта является конфликтологическая стратегия, определяющая основные способы разрешения конфликтов: компромисс, одностороннее доминирование или интегративная стратегия [7, с. 276].

Под политическим компромиссом (от лат. compromissum – соглашение, достигнутое путем взаимных уступок) понимают один из способов разрешения (урегулирования) политического конфликта, основанный на взаимных уступках. Различают вынужденный (в силу сложившихся обстоятельств) и добровольный (на основе взаимовыгодного соглашения по определенным вопросам) компромиссы. Стратегия доминирования означает односторонние уступки и удовлетворение интересов одной из сторон конфликта за счет другой. Интегративная стратегия предусматривает возможность учета и интеграции интересов всех сторон конфликта, при учете пересмотра, коррекции, обновления их целей. К частным технологиям относят:

конфликтологическое консультирование (одной или всех сторон конфликта);

конфликтологический арбитраж;

переговоры, в т. ч. технологии «круглого стола».

Политические переговоры с позиций сотрудничества (т. н. «да-техники») должны содержать три элемента:

адекватную коммуникацию;

эффективное обоюдное просвещение;

ответственное использование власти.

Технология «круглого стола» рассчитана на диалог власти с различными влиятельными политическими институтами и социальными группами, от которых зависит устойчивость политической системы (или ситуации).

Плебисцитарные технологии (референдумы, массовые опросы) часто применяются во время политических кризисов. Например, в начале 90-х гг. институты президентской и исполнительной власти в РФ в противостоянии с Верховным Советом (законодательной властью) пытались легитимировать себя путем инициирования референдумов (о частной собственности на землю, о доверии к органам власти).

Также для разрешения политических конфликтов использовались такие технологии как: процедура импичмента ( Уотергейтский скандал в США), досрочные роспуск правительства и выборы в парламент, создание «партии власти» и партий-спойлеров и др. [7, с. 281].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: