Обзор воспитательных технологий

Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е. Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

1. Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов).

2. Психологический настрой (приветствие, вступительное слово).

3. Содержательная (предметная) деятельность.

4. Завершение

5. Проекция на будущее.

Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

– Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

– Гуманно-личностный подход к ребёнку.

– Единство обучения и воспитания.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

• превращение школы Знания в школу Воспитания;

• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

• гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

• развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;

• возрождение национальных культурных традиций;

• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

• постановка трудной цели.

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили.

Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".

Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим:

– способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

– облагораживание души и сердца ребенка;

– развитие и становление познавательных сил ребенка;

– обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

– идеал воспитания – самовоспитание.

Основные концептуальные положения:

– Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

– Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.

– Ребенок – высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты – могущество и безграничность.

– Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного, планирование деятельности; смелость и выносливость; общение: иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

– гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

– индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

– мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики;

– резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей;

– учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки – это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок-творчество, урок-игра).

Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы:

– идея включения детей в улучшение окружающего мира;

– идея соучастия детей в воспитательном процессе;

– коллективно-деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

– комплексный подход к воспитанию;

– личностный подход, одобрение социального роста детей;

Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского.

Идеи и принципы:

– в воспитании нет главного и второстепенного;

– воспитание – это прежде всего человековедение;

– эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;

– принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;

– культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;

– приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

– развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

– коммуникативную: освоение культуры общения;

– терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

– диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

– коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

– социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: