Для воспитанников 3-6 лет

Игровая деятельность

«Методика педагогического обследования сформированности игровой деятельности»

Подготовка исследования

Подобрать сюжетные игрушки для игр в «детский сад», «семью», «больницу».

Проведение исследования

Проводятся три экспериментальные серии игр с детьми.

Первая серия

Игры в «самих себя», во «взрослых», в «товарищей». Серия состоит из 3 взаимосвязанных ситуаций:

I ситуация — педагог организует игру в «детский сад», но так, чтобы каждый из ее участников оставался самим собой: воспитатель — воспитателем, а дети — детьми. Если дети выразят желание, воспитатель передает им управление игрой, при необходимости спрашивает их совета («Что нам делать?») и выполняет их указания;

II ситуация — в случае отказа детей от игры в «самих себя» или если игра возникает, то по ее окончании взрослый предлагает играть иначе: один ребенок становится воспитателем (причем под именем воспитателя группы), а воспитатель и другой ребенок — детьми. В дальнейшем педагог участвует в развертывающейся игре в роли одного из детей;

III ситуация — воспитатель предлагает поиграть так: он будет воспитателем, а дети станут играть роли своих товарищей по группе. При этом он или сам называет имена тех, кого будут изображать играющие, или имена выбирают дети.

Вторая серия

Игры с нарушением последовательности действий при выполнении ребенком роли. Организовывают игры с хорошо знакомым детям содержанием: в «детский сад», в «больницу», в «семью». По ходу игры педагог пытается нарушить последовательность действий (например, сначала предлагает «съесть мороженое, а потом суп»). В каждой из игр принимают участие по двое детей от каждой возрастной группы.

Третья серия

Игры с нарушением смысла роли. Роль ставится в противоречие с действиями, которые должен выполнять ребенок. Можно использовать две ситуации:

I ситуация — ролевая игра «трамвай»: вручается сумка для денег, билеты, подготавливается место для вагоновожатого, а правила таковы, что вагоновожатый продает билеты, а кондуктор ведет вагон. Вскоре после начала игры экспериментатор, играющий с детьми, «выходит на остановке» и говорит, что вагоновожатого зовет начальник депо;

II ситуация — игры «Волк и зайцы», «Волк и гуси», «Кот и мыши», «Лиса и зайцы», причем гуси ловят волка, зайцы — лису и волка, мыши — кота.

Обработка данных

В первой серии определяют, что прежде всего выделяет ребенок в действиях взрослого. Выясняют, как роль связана с порядком действий или правилами общественного поведения.

Во второй серии анализируют, каков характер логики действий и чем она определяется. Как относится ребенок к нарушению логики действий и каковы мотивы протеста против ее нарушения.

На основе данных первой и второй серий определяют уровень развития игры. В третьей серии определяется отношение ребенка к роли, которую он выбрал в игре; доказывается, что внутри роли имеется известное правило поведения, отражающее логику реального действия и реальных отношений.

Таблица 1

Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д. Б. Эльконину)

Показатель игры I уровень II уровень III уровень IV уровень
Основное содержание игры Действия с определенными предметами, направленные на партнера по игре В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношения к другим участникам игры. Выполнение действий, связанных с отношением к другим детям.
Характер игровой роли Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не наоборот. При ролевых разделениях функций в игре дети выполняют игровые роли автономно, не пытаясь создавать единого игрового сюжета. Роли называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации связанных с нею действий. Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры, Появляется «ролевая речь», обращенная к партнеру по игре; иногда отношения становятся обычными, не игровыми. Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь диктуется ролью.
Характер игровых действий Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий определяется жизненной последовательностью реальных жизненных событий. Расширяется их репертуар, выходя за пределы какого-либо одного типа действий. Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны. Действия четко, последовательно воссоздают реальную жизненную логику. Они очень разнообразны. Ясно выделены действия, направленные на других участников игры.
Отношение к правилам Логика действий легко нарушается, не вызывая протестов у детей. Правила отсутствуют. Нарушение действий не принимается фактически, но и не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило еще не вычленяется, но в случае конфликта оно уже может победить непосредственное желание. Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, что «так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны. Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил. Правила ясно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое.

Результаты диагностической методики педагогического обследования сформированности игровой деятельности

ФИО воспитанника_______________________________________________________

Возраст__________

Выводы по игровой деятельности:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата________________ ФИО специалиста_________________________



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: