Социальные контакты

Регуляция деятельности

Для регуляции деятельности большое значение имеет уровень притязаний — степень успешности, на которую человек претендует. Результат воспринимается как успех или неудача в зависимости от того, как он соотносится с уровнем притязаний (ученик с высоким уровнем притязаний считает четверку неудачей, а с низким — рассматривает тройку как успех). При завышенном уровне притязаний человек ставит перед собой недостижимые задачи, при заниженном — чрезмерно легкие. Наиболее неблагоприятно сочетание высокого уровня притязаний со сниженной самооценкой: ребенок считает недостойным выполнить работу недостаточно хорошо, но полагает себя неспособным выполнить ее на должном уровне. В итоге он вообще ничего не делает.

При завышенном уровне притязаний часто наблюдается перфекционизм — стремление выполнять любую работу на высшем уровне. Доводя до совершенства какую-то часть работы, перфекционист не успевает вовремя закончить всю работу. Неоправданная трата сил и времени на мелочи нередко приводит к тому, что главное упускается.

Одной из важных личностных особенностей, определяющих регуляцию деятельности, является уровень самоконтроля т. е. способности к сознательному управлению своим поведением. При высоком самоконтроле ребенок действует целенаправленно, доводит работу до конца, не отвлекаясь на случайные раздражители. Самоконтроль требует хорошо развитой функции планирования, то есть умения заранее наметить основные этапы работы.

Противоположная личностная особенность — это импульсивность, т.е. склонность к совершению необдуманных действий под влиянием случайных внешних обстоятельств или столь же случайных собственных мыслей и эмоций, отсутствие или недостаточность планирования своих действий и самоконтроля.

Как уже отмечалось выше, нарушения регуляции деятельности могут возникать также в результате повышенного уровня тревоги. В этом случае наблюдается парадоксальная закономерность: чем более значимую деятельность выполняет человек, тем ниже достигаемые им результаты. Например, на экзамене или на ответственной контрольной результаты оказываются ниже, чем при выполнении рядового задания. Это вызвано тем, что повышение значимости усиливает тревогу, волнение, мешающие успешной деятельности.

Социальные контакты человека в значительной мере зависят от уровня его потребности в общении. Высокая потребность в общении — экстравертность — проявляется в общительности, склонности к широким контактам. Экстравертная личность сравнительно мало избирательна в контактах, их количество имеет для нее большее значение, чем глубина. Экстраверт легко входит в новый коллектив, заводит новых друзей.

Интровертность — это, напротив, замкнутость, высокая избирательность в общении. Для интроверта затруднено вхождение в новый коллектив, завязывание знакомств. Вместе с тем имеющиеся контакты у интроверта обычно более глубоки и более устойчивы, чем у экстраверта. Большинство людей трудно однозначно отнести к экстравертам или интровертам, и можно говорить лишь о большей или меньшей выраженности у них тех или иных черт.

В отличие от интровертности, аутизация — это снижение потребности в общении, ослабление контактов с окружающими, представляющее собой серьезное отклонение от психологической нормы.

Очень специфическую картину поведения порождает демонстративность — повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания. Людям с высоким уровнем демонстративности свойственно несколько нарочитое, театрализованное поведение, любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства — от вызывающе экстравагантного поведения до подчеркнутой застенчивости («посмотрите, как я стесняюсь!»). Как правило, для демонстративных личностей характерен также эгоцентризм — неспособность встать на позицию другого человека, понять его точку зрения.

Особенности контактов человека в очень большой мере зависят от степени его социализированности, т. е. владения социальными нормами, адекватности поведения ситуации. При высокой социализированности наблюдается просоциальная ориентация (положительная установка по отношению к обществу), конформность — стремление быть «таким как все», вплоть до отсутствия собственного мнения и некритичного подчинения мнению большинства.

Хорошо социализированный человек легко устанавливает контакты, избегает конфликтов. Однако чрезмерная склонность к избеганию конфликтов часто служит показателем гиперкомпенсации недостаточной исходной социализированности. Ее снижение возникает как вследствие психических нарушений, так и в результате неправильного воспитания. Для нормальной социализации необходимы теплые, эмоционально насыщенные отношения маленького ребенка с близким взрослым (матерью).

Отрицательное влияние на социальные контакты оказывают такие личностные особенности как повышенная конфликтность, эксплозивность, агрессивность, негативизм, асоциальность или антисоциальность.

Эксплозивность (взрывчатость) возникает в результате «прорывов» накопившихся отрицательных эмоций. В частности, она характерна при парадоксальном сочетании импульсивности с ригидностью. В течение более или менее длительного времени эмоциональные проявления сдерживаются ригидностью, однако накапливающееся напряжение рано или поздно прорывается в виде бурного взрыва.

Агрессивностью называют стремление к причинению вреда другим людям. Однако речь не обязательно идет о физической агрессии. Наряду с ней существует и значительно менее опасная вербальная агрессия — склонность ругаться с окружающими, делать им замечания и т. п. Агрессия часто бывает защитной, т. е. вызывается ощущением угрозы со стороны окружающих и стремлением защититься от них. Однако такая «защита» нередко становится опережающей: ожидая нападения, ребенок спешит «дать сдачи» заранее.

Негативизм — противодействие требованиям окружающих — может выступать как протестная реакция против несправедливого, по мнению человека, отношения к нему, чрезмерных требований или неправильного устройства мира. Иногда он служит средством привлечь внимание к себе и к своим проблемам. В периоды возрастных кризисов (преддошкольного — 2-3 лет, подросткового— 12-13 лет) это способ утвердить свою самостоятельность, «взрослость».

Антисоциальность — это отрицательное отношение к правилам, существующим в обществе (социальным нормам), стремление противодействовать им. Асоциальность — это безразличие к социальным нормам или их непонимание. В отличие от антисоциальности, при этом отсутствует стремление к противодействию нормам. При асоциальности и, особенно, при антисоциальности, нередко наблюдается психопатоподобное поведение, характеризуемое импульсивностью, нарушением общепринятых норм. Поведение, не соответствующее нормам, называют девиантным (отклоняющимся). Оно включает такие проявления как агрессия, вандализм (разрушение или повреждение материальных ценностей), пристрастие к алкоголю или наркотикам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: