В учебном процессе используются следующие информационные технологии: использование комплекса презентаций по дисциплине; проведение промежуточной аттестации в форме компьютерного тестирования (СИТО).
Одним из способов организации учебного процесса, при котором обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность обучаемых, сравнимая с активностью преподавателя, является активный метод обучения.
В процессе изучения дисциплины используются такие активные методы обучения, как активная лекция «пресс-конференция», семинар и тематическая дискуссия.
Активную лекцию «пресс-конференцию» предполагается провести по теме «Законодательное и нормативно-правовое регулирование туристской деятельности». В качестве лектора выступает не преподаватель, а представитель туристской индустрии. Для подготовки к такому занятию студентам предлагается самостоятельно составить 5–7 качественных вопросов по теме, которые не встречаются в учебниках и позволяют прояснить современное положение дел в областях, относящихся к теме лекции. Вопросы формулируются письменно и сдаются на отдельных листах, чтобы их можно было сгруппировать и оценить до начала занятия. Затем итоговый список вопросов предлагается приглашенному специалисту, на которые он отвечает в свободной форме, а студенты задают уточняющие вопросы и вопросы на правильность своего понимания отдельных высказываний лектора.
|
|
Важным является и тот факт, что в пресс-конференции участвует и ведущий преподаватель. Это позволяет студентам увидеть разницу между учебными ситуациями и реальными рабочими ситуациями, с которыми сталкивается профессионал. Диалогическое общение преподавателя и приглашенного специалиста, которые корректируют свое выступление с учетом вопросов, задаваемых студентами, стимулирует и в какой-то степени провоцирует подобное же общение студентов между собой, что создает предпосылки для полифонического общения. В виде диалога осуществляется постановка проблемы, ее обсуждение и выработка общих решений.
Выстраивание содержания активных лекций с учетом вопросов студентов предполагает выражение отношения к сути вопросов, к частоте их повторения и к их характеру. Данная форма лекций позволяет проверить:
– компетентность студентов в области профессиональной коммуникации;
– установить глубину усвоения учебного материала;
– составить целостный образ профессионала, на который, возможно, они будут ориентироваться в самостоятельной профессиональной деятельности.
Тематическая дискуссия проводится по теме «Основные факторы, влияющие на развитие туризма в современном мире». Целью учебной дискуссии является формирование и демонстрация компетенций в области профессиональной коммуникации, адаптация к групповым формам работы, усвоение профессиональных ролей, выявление и закрепление личностных качеств (лидерских, координаторских, экспертных и др.). Задачи проведения дискуссии:
|
|
– анализ, исследование проблем;
– преобразование и модернизация проблем;
– обучение дискуссионной процедуре;
– стимуляция творческого потенциала личности;
– диагностирование проблем;
– принятие решения по высказываниям дискутирующих и др.
Этапы проведения дискуссии:
1 этап. Постановка задания и подготовка.
Занятие начинается с обсуждения группой под руководством преподавателя принципов организации дискуссии. Преподаватель разбивает группу на три подгруппы. Две из них являются представителями разных точек зрения на ситуации, которые возникают в современном туризме под воздействием тех или иных факторов (одна из групп считает, что основное влияние на динамику развития туризма в современном мире оказывают положительные факторы, другая – что отрицательные), а третья – нейтрально настроенных экспертов (жюри).
Перед двумя первыми группами преподавателем ставится задача – подготовить дискуссию, посвященную анализу факторов, воздействующих на развитие туризма. Для обсуждения были предложены ситуации, возникающие при воздействии географических, культурно-исторических, политических, финансово-экономических, социально-экономических и материально-технических факторов. Ситуации известны заранее и взяты из учебников, учебно-методических пособий по туризму и других информационных источников, приведенных в данной программе.
Третья группа задает вопросы по ходу обсуждения, чтобы наиболее полно и всесторонне прояснить точки зрения сторон.
В процессе подготовки требуется подготовить анализ ситуаций с заданной точки зрения, разработать тактику проведения дискуссии, с целью отстоять свою точку зрения, спрогнозировать вопросы из другой подгруппы, запланировать вопросы и реплики, поддерживающие свою точку зрения, позволяющие официальным представителям (озвучивающим групповую точку зрения) выглядеть лучшим образом.
2 этап. Проведение дискуссии. Группы поочередно представляют свои точки зрения. После окончания каждого выступления будут заданы вопросы с соблюдением процедуры обсуждения. Ведущий строго следит за регламентом, подводит мини-итоги обсуждения каждой ситуации из пакета информационных поводов и следит, чтобы дискутирующие не сваливались в демагогию и не отступали от темы.
3 этап. Анализ результатов. После проведения дискуссии преподаватель организует общий анализ результатов, на котором дискуссия оценивается с точки зрения:
– убедительности заявления;
– умения отвечать на вопросы;
– умения задавать провокационные вопросы;
– умения выбирать выигрышную тактику организации вопросов-ответов ведущим дискуссии;
– учета невербальных факторов (мимики, жестов, тембра голоса и пр.);
– соответствие речи каждого участника теме дискуссии.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
При изучении курса необходимо, чтобы освоение студентами теории дополнялось приобретением личностных и профессиональных компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Текущий контроль по данной дисциплине для дневной формы обучения предусматривает обязательную подготовку докладов с презентационными материалами, написание рефератов и выходного проекта.
Для студентов в качестве выходного проекта предусмотрена инновационная форма оценочного средства текущего контроля – выполнение и защита коллективного проекта с обязательной презентацией и докладом результатов.
|
|
Выполнение проекта «Создание и документационное обеспечение туристской фирмы» начинается с изучения нормативно-правовой базы и рекомендованной учебной литературы. После выбора темы студент приступает к изучению информационного материала.
Разработка проекта включает следующие этапы:
1. Выбор формы туристской деятельности и специализации.
2. Обоснование и выбор организационно-правовой формы деятельности.
3. Создание организационно-управленческой структуры, выбор фирменного наименования.
4. Подготовка пакета учредительных документов для регистрации фирмы.
5. Маркетинговые исследования рынка.
6. Разработка туристского продукта (тур, экскурсия, анимационная программа и др.)
7. Калькуляция стоимости туристского продукта.
8. Подготовка доклада и презентации.
Для студентов всех форм обучения в качестве самостоятельной работы предусмотрено:
– подготовка рефератов;
– подготовка докладов;
– подготовка презентационных материалов.
Для студентов заочной и дистанционной форм обучения предусмотрено выполнение контрольных заданий.