Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье. Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом. Критерии оценки:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга (исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим);
2) величина кружков (размер кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого);
3) расположение кружков относительно друг друга (наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля);
4) дистанция между ними (удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого).
Шкала семейного окружения (ШСО) предназначена для оценки социального климата в семьях. Методика адаптирована С. Ю. Куприяновым (1985). ШСО включает десять шкал, каждая из которых представлена девятью пунктами.
|
|
А. Показатели отношений между членами семьи: 1. Сплоченность. Степень, в которой члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу. 2. Экспрессивность. Степень, в которой в данной семье разрешается открыто действовать и выражать свои чувства. 3. Конфликт. Степень, в которой открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи.
Б. Показатели личностного роста: 4. Независимость. Степень, в которой члены семьи поощряются к самоутверждению, независимости и самостоятельности. 5. Ориентация на достижения. Степень, в которой разным видам деятельности (учебе, работе и пр.) придается характер достижения и соревнования. 6. Интеллектуально-культурная ориентация. Степень активности членов семьи в социальной, интеллектуальной, культурной и политической сферах деятельности. 7. Ориентация на активный отдых. Степень, в которой семья принимает участие в различных видах активного отдыха и спорта. 8. Морально-нравственные аспекты. Степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям.
В. Показатели, управляющие семейной системой: 9. Организация. Степень важности для семьи порядка и организованности, финансового планирования, ясности и определенности семейных правил. 10. Контроль. Степень иерархичности семейной организации, ригидности семейных правил и процедур, контроля членами семьи друг друга.
|
|
Проективный рисунок семьи. Цель - выявление особенностей внутрисемейных отношений. Проективное рисование может использоваться как в работе со взрослыми, так и в детской психодиагностике. Н.В. Клюева приводит ряд принципов использования проективного рисунка в процессе диагностики семейных взаимоотношений:
- в индивидуальной диагностике следует, прежде всего, использовать те рисунки, за процессом создания которых имеется возможность наблюдать;
- психолог, работающий с проективными рисунками, должен обладать навыками интерпретации рисунка и классификации признаков;
- большее количество ошибок в проективной практике вызвано преувеличенной (необоснованной) проективной интерпретацией;
- обнаруженные с помощью методики тенденции необходимо проверять с помощью других психодиагностических исследований, наблюдения, беседы с испытуемым и т.п.
В процессе интерпретации рисунка обычно учитываются следующие параметры:
- графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность и т.п.).
- структура и содержание рисунка (общий размер изображения, расположения, размеры персонажей, цветовое решение, количество и состав изображенных персонажей);
- процесс рисования (анализируется реакция испытуемого на задание, порядок изображения фигур и т.п.). Часто после окончания выполнения задания с испытуемым проводится беседа, в ходе которой уточняется содержание и особенности рисунка.
Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» (Э.Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий) разработан в двух вариантах – детском и подростковом. Опросник показывает особенности воспитания, которые наиболее типичны при изучении этиологии непсихотических нарушений поведения и отклонения личностного развития в детском и подростковом возрасте. Одновременно дается описание шкал опросника, которые дают представление о типах негармоничного воспитания.
Уровень протекции в процессе воспитания:
1) гиперпротекция (шкала Г). Родители уделяют ребенку слишком много внимания. Типичные высказывания родителей, склонных к гиперпротекции: «Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери)»; «Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни»;
2) гипопротекция (шкала Г‑). Ребенок в семье остается без должного родительского внимания: «У меня часто не хватает времени позаниматься с ребенком».
Степень удовлетворения потребности ребенка (У).
1) потворствование (шкала У). Родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка, «балуют» его;
2) игнорирование потребностей ребенка (шкала У‑). Этот стиль характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей своего ребенка. Высказывания родителей: «Не люблю, когда сын (дочь) приходят ко мне с вопросами».
Количество и качество требований к ребенку в семье (помощь родителям, учеба, запреты, наказания). Могут быть такие нарушения:
1) чрезмерность требований (Т). Требования к ребенку слишком велики и не соответствуют его возможностям. Высказывания родителей: «Мне часто приходилось давать моему сыну трудные для его возраста поручения»;
2) недостаточность требований‑обязанностей к ребенку (Т‑). Ребенок почти не имеет обязанностей в семье. Типичные высказывания: «Моего ребенка очень трудно заставить что‑нибудь сделать, чего он не любит».
Требования‑запреты характеризуют степень самостоятельности ребенка:
1) чрезмерность требований‑запретов (3) - «доминирующая гиперпротекция». Ребенку ничего нельзя делать самостоятельно: «Главное, чему родители могут научить своих детей, – это слушаться»;
2) недостаточность требований‑запретов к ребенку (шкала 3‑). Ребенку все разрешается. Запреты ребенок или подросток легко нарушает, так как чувствует, что все сойдет с рук. Высказывания родителей: «Мой сын сам решает, с кем ему играть».
|
|
Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком:
1) чрезмерность санкций (С) по типу «жестокого воспитания». Родители считают такое воспитание полезным: «Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его(ее) плохого поступка»;
2) минимальность санкций (С‑). Родители считают невозможным применение наказаний, сомневаются в их эффективности: «По характеру я – мягкий человек».