СЕМИНАР № 2
Различных тестовых форм
Сравнительная характеристика технологических свойств
Краткая спецификация теста
Содержание предмета (разделы) | Предполагаемая деятельность тестируемого | ||
Репродуктивный уровень | Продуктивный уровень | ||
Знание определений, фактологического материала (правила, формулы, законы) | Умения применять знания по образцу, алгоритму | Умения применять знания в «новой», нестандартной ситуации | |
Количество заданий | Количество заданий | Количество заданий | |
Раздел «А» | |||
Раздел «Б» | |||
Раздел «В» | |||
Раздел «Г» |
Технологические характеристики тестовых форм | Задания с выбором ответов (закрытые, на соответствие) | Задания на дополнение с ограничением ответа | Задания на дополнение со свободным ответом |
Проверка знания фактологического материала | годятся | годятся | годятся, но редко используются |
Проверка умений применять знания по образцу (репродуктивный уровень) | годятся | годятся, но обладают ограниченными возможностями | годятся |
Проверка умений применения знаний в «новой» ситуации (продуктивный уровень) | не годятся | не годятся | годятся |
Простота в конструировании | нет | есть | есть |
Исключение эффекта угадывания | нет | есть | есть |
Простота при оценке результата выполнения | есть | нет | нет |
Объективность в оценке результата | есть | иногда есть | нет |
Исключение фактора ошибок испытуемых | есть | нет | нет |
Возможность оригинального ответа | нет | нет | есть |
Понятийное поле:
«Критерий», «показатель», «индикатор», «уровень сформированности (развития)» «системы оценки учебных достижений» и др.
Литература:
1. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
2. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся: Инструктивно-методические материалы / Под ред. О.Е. Лисейчикова. – Мн.: НИО, 2002. – 400 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия». – 2002.
5. Педагогика: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4-е изд. – Москва: Школа-Пресс, 2004. – 512 с.
6. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – Москва: Высшая школа, 2004. – 512 с.
7. Поташник, М. М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах) / М. М. Поташник. – Москва: Педагогическое общество России, 2002. – 352 с.
8. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. – М.: «Логос», 1999. – 272 с.
9. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
10. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – Москва: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
11. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума: учеб. пособие / М.А. Холодная. – Москва: ПЕР СЭ, 2002. – 304 с.
12. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
13. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов / М.Б. Челышкова. – М.: Логос, 2002 – 327 с.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Сконструируйте диагностические задания (не менее 3; учебная дисциплина – по выбору) в соответствии с уровнями освоения знаний: «знание-представление», «знание-понимание», «знание-применение в стандартных ситуациях», «знание-применение в нестандартных ситуациях»:
Цели обучения | Результаты обучения | Диагностические задания |
Знания-представления | Описывает, высказывает общее суждение, называет (используя очевидные признаки), ориентируется (в наиболее общих вопросах, в общих чертах), распознает (по очевидным признакам)… | 1. …? 2. …? 3. …? |
Знание-понимание | Анализирует, аргументирует, включает, выводит, группирует, доказывает, делает заключение, классифицирует, обобщает, объясняет, определяет, оценивает, соотносит, сравнивает, устанавливает, формулирует… | ? |
Знание-применение стандартной ситуации | Апробирует, демонстрирует, изменяет, измеряет, испытывает, организует, планирует, применяет, разрабатывает, рассчитывает, решает, составляет, управляет, формирует… | ? |
Знание-применение в нестандартной ситуации | Видоизменяет, импровизирует, интегрирует, комбинирует, выдвигает гипотезы, конструирует, моделирует, модернизирует, переносит, перестраивает, преобразовывает, прогнозирует, проектирует, исследует, экспериментирует, систематизирует; рефлексирует | ? |
2. Разработайте систему критериев, показателей, уровней сформированности (развития), например, репродуктивных умений, лигвистических и др. способностей, интеллектуального стиля, рефлексии, эмпатии, ответственности, опыта проектирования педагогического процесса и др. результатов педагогического процесса (по выбору).
Результаты педагогического процесса | Критерии | Показатели-индикаторы | Уровни |
Индивидуальный интеллектуальный стиль | |||
… | |||
… | |||
… | |||
… |
3. Интерактивная технология «Мастерская будущего»
Проблема: Как повысить объективность 10-балльной системы оценки, возможность качественной оценки развития творческих способностей учащихся, уровень и динамику развития, процесс движения к результату, степень индивидуальных усилий?
Этапы:
1. Критика (участники в течение 5-7 мин. на отдельных листах бумаги фиксируют «+» и «–» «10-балльной системы оценки учебных достижений»).
2. Презентация индивидуальных смыслов («+» и «–»).
3. Обобщение индивидуальных смыслов в двух аналитических группах.
4. Презентация обобщённых смыслов;
5. Конструирование идеальной модели (идеальной модели оценки учебных достижений школьников с опорой на сравнительную таблицу). Создаются 3-4 творческие группы.
6. Презентация идеальных моделей.
7. Критика идеальных моделей с позиции реалий образовательной практики.
8. Рефлексия (оцените продуктивность состоявшегося взаимодействия).
Сравнительный анализ традиционной и «субъект-субъектной» систем оценки
учебных достижений учащихся
Традиционная система оценки | Субъект-субъектная система оценки |
2. Оценивается конечный результат | 2. Оценивается процесс движения к результату |
3. Оценка осуществляется дискретно | 3. Оценка осуществляется непрерывно |
4. Результат оценки – количественная отметка | 4. Результат оценивания – количественно-качественная многомерная характеристика учебных достижений |
5. Оценка сфокусирована на отдельном предмете и теме | 5. Оценка системна и межпредметна |
6. Оценивается фрагментарное знание и узкоспециальное умение | 6. Оценивается широта и глубина прикладных знаний и умений |
7. Учитель выступает в роли судьи и контролёра | 7. Учитель выступает в роли адвоката и консультанта |
8. Оценка преимущественно осуществляется учителем | 8. Поощряется само- и взаимооценка |
9. Основной акцент – объективность оценки | 9. Основной акцент – сочетание оценки и самооценки |
10. Акцентируется внимание на то, что учащийся не знает и не умеет | 10. Акцентируется внимание на то, что учащийся знает и умеет |
11. Оценка зачастую носит сравнительный характер в пределах класса | 12. Оцениваются индивидуальные уникальные характеристики ученика безотносительно к достижениям других учеников |
13. Оценивается один тип интеллекта в пределах данного предмета | 13. Оцениваются различные типы интеллекта, его множественность |
14. Оценивание ограничено отдельным средством (контрольной работой, тестом) | 14. Оценивание предполагает использование разнообразных средств (учебных портфолио) |
15. При оценивании преобладают «закрытые» задания с одним заранее предусмотренным правильным ответом | 15. При оценивании поощряются «открытые» задания и возможными вариантами ответов |
16. Оцениваются фиксированные учебные достижения | 16. Принимаются во внимание приложенные усилия к достижению учебного результата |
17. Оценивание преимущественно индивидуально | 17. Наряду с индивидуальной поощряется групповая, командная оценка |
18. Суть оценки – демонстрация ошибки | 18. Суть оценки – предупреждение ошибки и обучение на ошибках |
19. Оценивание проводится в искусственных, стрессовых условиях | 19. Оценивание проводится в естественных условиях, помогающих снимать стресс и напряжение |
20. Учитель указывает на ошибки и пробелы в знаниях и умениях учеников | 20. Учащийся самостоятельно и осознанно определяет свои пробелы и совместно с учителем работает над их устранением |
21. Приоритет фактора времени в оценке | 21. Гибкость временных рамок |
22. Качественная оценочная информация (наблюдение, интервью, беседа) не существенна при оценке | 22. Важность качественной информации (эмоциональный фактор, мотивация, инициатива, отношение к предмету) при оценке |
24. Формируется «иждивенческий» менталитет: что оценивается, то и надо учить | 24. Поощряется выход за пределы учебной программы и стандарта |
25. Количественная внешняя оценка – мера знания | 25. Объективная самооценка – индикатор знания |
26. Ценность чистовиков как конечного варианта работы | 26. Ценность не только чистовиков, но и черновиков как рабочего варианта |
27. Акцент на достижении как конечном показателе эффективности обучения | 27. Акцент на развитии учащегося как непрерывном процессе самообразования |