• Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому.
• Складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа.
• Соединение обучения с пением (запоминание складов в форме легких складо-вых песенок-напевок).
• Путь к чтению лежит через письмо (от письма кубиками к чтению).
• Использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической.
• Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность.
• Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины.
Особенности содержания
Игра-пособие «Кубики Зайцева» содержит 52 картонки, легко собирающиеся в кубики по навальцованным линиям, три листа таблиц и методическое руководство.
Кубики различаются:
- по 12 цветовым признакам (цвет, сочетание цветов, одно-двубуквенные склады с буквами трех цветов);
- по объему;
- по звучанию наполнителя («звучащие кубики Зайцева»);
- по вибрации наполнителя;
- по весу;
- по сочетаниям признаков.
По Зайцеву, склад - это «осознаваемое мускульное усилие речевого аппарата», каждая буква сама по себе, каждая согласная с последующей гласной или каждая согласная со знаками Ь и Ъ.
|
|
Склады располагаются в таблицы, где они сопоставляются и соотносятся по звонкости, глухости, твердости и мягкости.
Игра-пособие «Стосчет» («Миллиардер»). В пособие входят два набора картонных полос длиной 65 см по 10 шт. в каждом, с рядами чисел: от 0 до 9, от 10 до 19... от 90 до 99, шириной от 6 до 23 см (ширина полосы возрастает с увеличением
значения числового ряда). Наборы отличаются тем, что в одном десяток представлен пирамидкой из кружочков, набранных как 4+3+2+1, в другом - двумя рядами квадратиков 5+5. Кроме того, есть две таблицы — белая и красная. Белая знакомит с употреблением знаков «+», «-», «=» на элементарных арифметических примерах, красная позволяет ребенку легко понять существо таких действий, как умножение и деление.
Основная задача «Стосчета» кроме знакомства с цифрами, числами и четырьмя математическими действиями - представить любое число в пределах сотни в четырех его образах: звуковом, графическом (цифровом), количественном и компоновочном (возможности разложения одного числа на другие или, наоборот, составление). Особенности «Стосчета»: максимальная наглядность, логичность построения, позволяющая даже самым маленьким детям осваивать простейшие алгоритмы и производить математические действия с однои двузначными числами. Благодаря крупному размеру цифр не портится зрение, игра разработана и применяется так, что заставляет ребенка все время двигаться, стимулирует творческую активность.