• Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков; «исходя из ребенка», создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка.
• Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духовного и телесного.
• Свобода как средство воспитания.
• Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним.
• Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать развитие раньше времени.
• Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности.
• Экология здоровья, культ здоровья.
• Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства.
• Подражание как средство обучения.
• Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального.
|
|
• Единство развития ума, сердца и руки.
• Опора на авторитет педагога, школа одного учителя на 8-9 лет (во избежание стрессов).
• Школа для всех.
• Единая жизнь педагогов и учеников.
Особенности содержания
• Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практическитрудового аспектов образования.
• Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.).
• Межпредметные связи.
• Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство вырази тельных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте).
• Большая роль отводится трудовому воспитанию.
Особенности содержания по классам - обучение «по эпохам»: Дошкольный период: ходить, говорить, мыслить;
I: прообразы и сказки; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах;
II: чудеса и легенды; письмо; арифметика; флейта, рисование, ручной труд;
III: сотворение мира и Ветхий Завет; ноты, рисование форм, вязание крючком;
IV: разрыв общего и частного; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка;
V: гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву;
VI: средние века, борьба добра и зла; Рим; физика, проценты, геометрия, строгание:
VII: пространство и Ренессанс; алгебра, стихи, шитье:
VIII: революции, XIX век; экономика, химия, композиторы, работа с металлом;
IX: экология, технический прогресс и нравственность, история искусств, столярное дело:
X: политика, история, общество, физика, драматургия, керамика;
XI: общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело;
XII: история культуры, импровизация во всех сферах.