Программы, учебники и другие учебные пособия по технологии для начальной школы

Оснащение курса технологии в начальной школе

Заключение

Завершить наше знакомство с методами обучения хочется высказыванием нашего выдающегося ученого. «Умение выбрать надлежащий прием для своего случая, — говорил своим ученикам К. А. Тимирязев, — всегда остается делом личной находчивости, личного искусства. Это-то и составляет область того, что должно разуметь под практикой».

Работа по совершенствованию методов трудового обучения и воспитания весьма разнообразна и многопланова. Прежде всего, она должна идти по линии активизации приемов и методов.

Задания студентам:

1. Студентам предлагается выполнить реферат и доклад по теме «Методы обучения технологии младших школьников».

2. Заполнение терминологического словаря.

План:

1. Программы, учебники и другие учебные пособия по технологии для начальной школы.

2. Организация выставок творческих работ детей.

3. Проверка и оценка знаний, умений и навыков младших школьников на уроках технологии.

Литература:

Геронимус, Т. М. Мастерская трудового обучения в 1 – 4 классах [Текст]: методические рекомендации / Т. М. Геронимус. – М.: Новая школа, 1994. – 80 с. - 30000 экз. - ISBN 5-7301-0017-5.

Методика преподавания труда с практикумом [Текст]: курс лекций / Т. Н. Зотова; Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2004. - 172 с. - 100 экз.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключаются специфические особенности учебников труда для начальной школы?

2. Опишите назначение дидактических материалов и технических средств на уроках труда в начальной школе.

3. Выделите особенности организации выставок творческих работ детей.

4. Как можно проверить знания, умения и навыки младших школьников на уроках трудового обучения?

Термины и понятия:

программа, учебник, рабочая тетрадь, учебно-методический комплекс (УМК)

Цели:

Показать возможности современного оснащения курса «Технология» в начальной школе.

Учебно-методический комплекс предмета можно определить как совокупность учебно-методических документов и материалов, необходимых для эффективного обучения, в который могут входить учебники, технические средства обучения, наглядные пособия, раздаточный материал, а также различные методические рекомендации, позволяющие провести занятия с максимальной эффективностью.

Учебная программа – средство фиксации содержания образования на уровне учебного предмета [Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. - М., 1999. - С. 202].

Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; основной ведущий вид учебной литературы [Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. - М., 1999. - С. 480]. Под понятие учебник можно подвести любой материальный носитель (книга, фильм, обучающая программа).

В понятие учебного материала включается подлежащие усвоению информационно-предметный материал (который может быть представлен текстами различного рода) и содержание деятельности, выраженной посредством заданий, вопросов, задач. Все это призвано реализовать информационно-развивающую функцию учебника, единство содержательной и процессуальной сторон обучения, которое в учебнике проецируется отбором учебного материала. Общие дидактические основания отбора - это цели (и вытекающие из них задачи), дидактические принципы педагогической концепции обучения и типические свойства методической системы, обеспечивающие реализацию целей и задач, а, следовательно, и развивающей функции учебника. Индивидуализирующая функция учебника: в условиях развивающего обучения учебник призван сочетать в себе учебный материал как для менее развитых, так и для более развитых учеников. Учебник как главное средство обучения, выполняя информативную функцию, должен в то же время выполнять и важнейшую функцию обеспечения познавательной активности учащихся, всеми своими средствами способствуя развитию творческой познавательной деятельности. Исходя из этого, главным критерием при подборе учебного материала должен быть характер той мыслительной деятельности, которую то или иное задание требует от школьника, и усложнение заданий по степени самостоятельности мышления. Все учебные задания (вопросы, задачи, упражнения) должны быть рассчитаны, прежде всего, на самостоятельное выполнение. Это не исключает, а, наоборот, предполагает создание в учебнике зон дозированной помощи учащимся при решении достаточно сложных задач, помощи в соответствии с индивидуальными возможностями на каждом отрезке учебного познания.

Учебные пособия в современной педагогической классификации – это все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках [Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. - М., 1999. - С. 486].

Различают 3 основные группы учебных пособий:

1) натуральные объекты (материальные и технические средства для трудовой деятельности: материалы, инструменты, оборудование);

2) изображения и отображения предметов и явлений действительности (объемные пособия - макеты, модели, слепки, муляжи; плоскостные пособия – таблицы, схемы, чертежи; аудиовизуальные средства – кинофильмы, диафильмы, аудиозаписи);

3) описания предметов и явлений мира словами и фразами естественного и литературного языков (учебно-методическая литература: программно-методическая (программы и методические указания к ним), обучающая (учебники), вспомогательная (рабочие тетради)).

Особую группу учебных пособий составляют технические средства обучения – средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация [Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. - М., 1999. - С. 431].

В 70-80-е годы в отечественной методике трудового обучения всячески поощрялось использование инструкционно-технологических карт. Они разрабатывались по аналогии с технологической документацией, применяемой на производстве: в карте обозначаются необходимые материалы и инструменты, детали изделия, подробно и четко расписываются все операции; по ней рабочий без лишних вопросов и без потерь времени может выполнить разработанное конструктором изделие. Если карта содержит лишь прямые предписания, которые нужно просто прочитать и точно выполнить, то как учебный материал она заслуживает, скорее, отрицательной оценки. Задачей практической деятельности в школе является вовсе не производство полезных предметов, а углубление общего образования. Что хорошо для рабочего, то совершенно не годится для школьника, для которого практическая деятельность является средством углубления познания.

Задача учителя состоит не в том, чтобы сделать из каждого ученика грамотного исполнителя, а в том, чтобы использовать огромный потенциал практической деятельности для более интенсивного и гармоничного развития детей. Поэтому на уроках, разумеется, могут использоваться карточки с заданиями. Однако содержащаяся в них информация должна объективно моделировать такую ситуацию, которая заставляла бы ученика активно осмысливать стоящую практическую задачу, искать пути ее решения, а не просто делать поделку.

В начальных классах применяется несколько видов инструкционных карт. Самая понятная, удобная ученику (и самая трудная для исполнения учителем) — демонстрационная предметная инструкционная карта (рис. 1).

Рис. 1. Демонстрационная предметная инструкционная карта «Гофрированная бабочка»

Предметные инструкционные карты могут быть выполнены и в раздаточном варианте, когда образцы пронумерованы и друг за другом наклеены на лист альбомной бумаги (рис. 2) или на кусочки картона, оформленные в виде книжки-раскладушки.

Рис. 2. Раздаточная предметная инструкционная карта

Более сложным видом инструкционных карт являются графические, основанные на эскизах и схемах. Они также могут быть демонстрационными (одна на весь класс) и раздаточными. Преимущество их в том, что дети понемногу абстрагируются от реального образца, привыкают к формальному языку техники, у них в процессе работы лучше развивается пространственное воображение. Но эти карты могут оказаться трудными, поскольку изображение нельзя пощупать, приподнять, рассмотреть с другой стороны. Поэтому их вводят не после предметных, а параллельно с ними. Если эскиз непонятен, учитель показывает образец в деталях, отделяет нужную, разворачивает ее, совмещает с эскизом.

Очень полезны карты, в которых соединены схемы и предметы, т.е. комбинированные инструкционные карты (рис. 3) на раскладном планшете. Ребенок делает изделие по схеме, если оно не получается, открывает 1-ю страницу с предметами-подсказками, затем возвращается к схеме и т.д.

Рис. 3. Комбинированная инструкционная карта

В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. В связи с этим интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов. В силу того, что учителю сложно смоделировать свой комплект учебников, были разработаны целостные модели образования, которые обеспечиваются комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы. [Письмо Министерства Российской Федерации от 28 марта 2002 г. N 198/13 «Особенности комплектов учебников, рекомендованных общеобразовательным учреждениям, участвующим в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» https://biro.ufanet.ru/pismo.htm]

«Технология» (Т. М. Геронимус) включает учебники-тетради «Я все умею делать сам». Методическое пособие к учебному комплекту «Я все умею делать сам», рабочие тетради «Маленький мастер» (1 - 4 классы), «Серебряная паутинка» рабочая тетрадь (3-4 классы).

При работе по любой программе на уроках может быть использован дидактический материал «Учусь работать самостоятельно» (Е. А. Лутцева, И. И. Колисниченко) для 1 - 4 классов.

«Изобразительное искусство», включающее художественный труд (Б. М. Неменский) обеспечен учебниками «Искусство и ты» (2 класс), «Искусство вокруг нас» (3 класс), «Каждый народ – художник» (4 класс), рабочими тетрадями «Твоя мастерская» (2 - 4 классы), книгой для учителя.

«Изобразительное искусство», включающее художественный труд (Т. Я. Шпикалова) обеспечен учебниками «Изобразительное искусство», творческими тетрадями (Т. Я. Шпикалова – для каждого класса по одной тетради и Н. М. Сокольникова – для каждого класса по 3 части).

«Технология» (О. А. Куревина, Е. А. Лутцева) интегрирует два предмета - изобразительное искусство и трудовое обучение. Он включает программу, учебники «Прекрасное рядом с тобой», рабочую тетрадь, методические рекомендации для 1-4 классов.

«Технология» (Е. А. Лутцева) обеспечена учебниками «Ступеньки к мастерству» и рабочими тетрадями для 1-4 классов.

«Технология» (Н. М. Конышева) обеспечена программой и учебниками-тетрадями «Умелые руки» (1 класс), «Чудесная мастерская» (2 класс), «Наш рукотворный мир» (3 класс), «Секреты мастеров» (4 класс) и методическими рекомендациями.

Система Л. В. Занкова. Основная направленность системы Л. В. Занкова - достижение оптимального общего развития младших школьников. Система исходит из того, что для всестороннего развития ребенка одинаково важны все учебные предметы. Результат достигается использованием новой, по сравнению с традиционной школой, развивающей методикой. (Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова и др.).

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Программа «Изобразительное искусство» (Ю. А. Полуянов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: