Рассмотрим структуру урока технологии

Цели и задачи урока. Долгое время было принято цели и задачи делить на три группы: обучающие, развивающие и воспитательные. Наиболее целе­сообразно выделить несколько наиболее важных для данного урока задач, не разделяя их на виды. При этом желательно избегать формулировок, которые предполагают слишком общие, практически непроверяемые задачи (например: «эстетическое развитие детей», «формирование творческих способностей», «воспитание любви к природе», «воспитание трудолюбия и аккуратности» и т.п.). Вместо таких безликих формулировок следует определить, что конкретно может дать именно этот урок в плане решения тех же самых общих задач. Нельзя всерьез рассчитывать решить проблему эстетического развития детей за один урок, но вполне реально решить, скажем, такие задачи: «дать понятие о единстве внешних качеств предмета и его назначения», «научить выполнять декор в соответствии с общим характером вещи» и т.п., что, безусловно, будет способствовать и эстетическому развитию. Не следует включать в список задач урока и такие, которые служат скорее средствами достижения тех или иных целей, например: «организовать коллективное обсуждение работ», «показать детям, как сделать поздравительную открытку». В целом список задач должен быть не слишком большим и реально осуществимым.

Организация урока. Как правило, если не запланировано какой-то необычной процедуры вхождения учеников в класс после перемены, они сами подходят к своим рабочим столам и занимают места. Всем понятно, что при этом дети бывают возбуждены, они еще не успокоились после перемены, и нужно как-то установить поря­док. Обычно для этого бывает достаточно просто на несколько секунд оставить детей стоять возле своих столов, после чего тихо посадить со словами «садитесь, пожалуйста». Возможен вариант, при котором данный этап этим и ограничится. Иногда учителя предлагают ученикам проверить, все ли у них готово к уроку: перечисляют, что именно должно быть и где лежать, а дети при этом проверяют наличие необходимых материалов и инструментов. Если у кого-нибудь не окажется необходимого, учитель пополняет это из классных запасов или обращается за помощью к учащимся. Понятно, что такая проверка готовности наряду с положительными чертами (приучаем детей перед началом работы все проверять) имеет и отрицательные черты (теряем время урока). Возможно, что при достаточно организованной и ответственной работе дежурных по подготовке класса к уроку необходимость в подобной проверке будет возни­кать не всегда. И, наконец, возможен такой вариант организации урока, когда детей даже не придется специально успокаивать и дисциплинировать: перед самым звонком учитель еще за дверью класса предлагает им тихо войти и сразу занять свои места. Входя, они, скажем, слышат какую-то музыку или попадают в затемненный класс с включенным диапроектором и с самого начала настраиваются на урок. Понятно, что такое начало используется в тех случаях, когда нужно создать какой-то особый эмоциональный настрой.

Во вступительной беседе, во-первых, обобщается и систематизируется накопленный опыт и, во-вторых, по возможности он расширяется. Рекомендуется говорить детям «взрослые» слова: надо научиться делать новую операцию (торцевание), освоить новый инструмент, решить небольшую конструкторскую задачу (догадаться, с какой стороны удобнее разметить картонную заготовку, чтобы потом ее легко было согнуть). Необходимо поставить конкретную задачу — надо сделать вот эту вещь. Из средств обучения нужен образец изделия в сборе — точно такой, как его сделают дети. При этом обратить внимание детей на то, какие приемы применил в них автор; обязательно нужно показать несколько возможных способов использования тех или иных материалов. У детей должен быть выбор, а показанные приемы должны допускать возможность их творческого комбинирования. Учитель может использовать и другие аналогичные наглядные материалы, а также диафильм или видеофильм и т.д. Часто используются художественные произведения (музыкальные, стихотворные произведения, картины), которые помогут каждому ребенку «увидеть» соответствующий образ, создать замысел.

Во вступительную беседу часто включается не относящийся к содержанию урока материал. Например, письмо от сказочного персонажа, загадки. Скажем, предстоит освоить прием симметричного вырезания из бумаги, и учитель выбрал для этого форму грибочка (симметрична шляпка и ножка). Как только школьники заняли места, учитель предлагает отгадать загадки. Например: «Стоит Антошка на одной ножке». После того как несколько раз в отгадках прозвучит «гриб», объявляется, что сегодня на уроке как раз и будем делать грибок. Заметим, что подобные загадки обычно не способствуют привлечению внимания детей к тем особенностям предмета, которые необходимо знать для его изготовления. В частности, о симметричном устройстве гриба (что будет основным содержанием урока) они ведь не говорят. Следовательно, такой прием не является подготовкой работе. Другое дело, если удастся подобрать такую загадку, которая помогала бы лучше понять задание. Например, первоклассники будут изготавливать рыб, им предстоит передать красивое, упорядоченное расположение чешуек, изображая их с помощью семян. Тут важно обратить внимание на особенности образа, на множество мелких деталей, которые образуют общую поверхность. Загадка «У родителей и деток все пальтишко из монеток» - поможет лучше «увидеть» этот образ.

Особенный акцент делается на этапе анализа образца изделия. Его рекомендуется проводить в диалоговой форме и добиваться понимания детьми конструктивных и технологических особенностей каждого изделия:

1) рассматривание объекта в целом, определение его назначения; общая характеристика («на что похож»);

2) выделение основных частей (их количество, названия, форма, материалы);

3) установление пространственного расположения частей;

4) выделение основных деталей в частях (количество, название, форма, материалы);

5) установление пространственного расположения де­талей и как они соединяются между собой и др.

Такой анализ образца позволяет, во-первых, вооружить детей правильным приемом выполнения работы и, во-вторых, дает полное представление об особенностях конструкции и способах действий по ее воспроизведению.

Для обеспечения фронтальной работы уже будет недостаточно образца изделия в натуральную величину — его особенности не видны, а детали склеены, сшиты и т.д. Поэтому требуется увеличенный образец, причем не в сборе, а в деталях. Этот этап может быть проведен и индивидуально, но тогда образец изделия должен быть у каждого ученика.

Как только дети уяснили устройство, немедленно возникает желание приступить к изготовлению, поскольку почти всегда технологические операции в общих чертах известны. Поэтому на каждом уроке с детьми составляется план работы, то что мы называем «план». Однако при всей очевидности пользы плана, именно в этой части урока, дети чаще всего шумят, поскольку их раздражает задержка перед практической работой. Этап планирования предстоящей практической работы поможет детям выстроить четкую последовательность изготовления изделия. Можно дополнить данный этап зрительными ориентирами, вывесив на доске карточки с нарисованными на них инструментами (карандаш, ножницы, кисточка) или отражающими основные технологические операции, или карточки со словами разметь, вырежь, собери.

Практическая работа может начинаться под контролем учителя с комплектования рабочего места (проверяем, все ли нужное есть на столе, находятся ли инструменты в рабочем состоянии). Этот этап не должен выделяться из практической работы, он осуществляется детьми самостоятельно. «Жесткий контроль» со стороны учителя — это индивидуальное, обязательное и строгое замечание тому, кто начал размечать заготовки, не выбрав все нужные цветные листы, положил рядом целую пачку и т. д.

В идеале практическая работа ведется совершенно самостоятельно. Совершенно недопустимо, когда учитель постоянно, в течение всего урока, переходит от одного ученика к другому и помогает в работе. Ребенку нужно привыкнуть быть наедине с собой во время работы, поскольку в жизни это будет именно так. Но это возможно при условии, если все операции понятны.

Показ какой-либо операции может быть внутри практической работы. Очень редко показ может быть фронтальным — ничего не видно, учитель стоит лицом к классу, все как в зеркале, а если спиной, то еще и загораживает то, что показывает. Значит, если надо показать новую операцию, план работы составляем так, чтобы она была не первой, а 2-й или 3-й. Детей предупреждаем, что, пока весь класс отбирает заготовки, отрезает нужные части, размечает по шаблонам или схемам детали, учитель каждой бригаде (6—8 человек или ряд) отдельно, по очереди, покажет новую операцию, кратко пояснив порядок ее выполнения.

Практическая работа школьников может быть реализована в различных организационных формах: индивидуальной, групповой или коллективной. Выбор той или иной формы определяется задачами урока. Коллективные работы имеет смысл проводить в тех случаях, когда нет возможности в индивидуальном изделии достаточно ярко и наглядно продемонстрировать художественные идеи или если для его изготовления отдельному ученику потребовалось бы слишком много времени. При этом могут быть такие коллективные формы, которые хотя и предполагают одновременное участие в работе группы детей (возможно даже всего класса), но в действительности представляют собой выполнение каждым участником какого-то индивидуального изделия, а затем они объединяются в общую композицию. Каждая работа в этом случае все равно сохраняет свою относительную са­мостоятельность.

Очень хорошо, если учитель будет время от времени демонстрировать детям какие-то необычные решения, особо удачные идеи отдельных ребят. Во-первых, это создает дополнительный стимул для творческих поисков, во-вторых, помогает ученикам не потерять основного направления работы. По мере необходимости можно также на время приостановить деятельность класса, чтобы предупредить какие-то общие ошибки.

Выделять специальное время на изучение правил техники безопасности внутри каждого урока не нужно. Гораздо больший эффект дает отдельный просмотр кинофрагмента «Правила безопасной работы на уроках труда в начальной школе». Этих правил немного, при просмотре фрагмента они хорошо запоминаются. Для активизации внимания детей на каждом уроке лучше вывешивать нужные таблицы по технике безопасности, на которые дополнительно указать при составлении плана, т.е. когда дети называют инструменты, необходимые для работы.

Главный смысл выставки заключается не в выставлении отметок ученикам. Гораздо важнее: 1) привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка достижений; 2) формирование умения рассматривать и оценивать произведения друг друга; 3) развитие интереса и внимательного отношения к творчеству других; 4) формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе.

Чаще других приемов можно использовать организацию выставки работ учащихся с их коллективным просмотром и обсуждением. Изделия по мере их завершения ученики с помощью учителя закрепляют на доске, на специальном стенде или ставят на стол. Когда экспозиция будет готова, учитель направляет внимание детей в нужное русло. При этом нельзя огра­ничиться лишь предложением: «Покажите, какие работы вам больше всего нравятся» или «разбором» недочетов. Возможно, учитель сначала сам вы­скажет общую оценку достижений учеников, отметит творческие идеи, чтобы задать тон обсуждению, побудить детей к внимательному рассматриванию. Следует поощрять не только собственные достижения, но и умение увидеть их в работах товарищей, за наиболее тонкие наблюдения и доброжелательность в оценке. Наряду с оценкой положительных сторон ученики должны уметь высказать и критические замечания, но неизменно в плане пожелания к улучшению работы: «Я думаю, было бы лучше, если...». Подобное клише можно записывать на доске.

В завершение уроков рекомендуется обыгрывать сделанные детьми поделки составлять сказки, рассказы, делать небольшие инсценировки. Подведение итогов и уборка рабочих мест вызывают большие организационные затруднения. Это вызвано тем, что, как правило, урок заканчивают именно в таком порядке: сначала подводят итоги, а потом убирают рабочие места. В этом случае в обсуждении принимают участие только те, кто закончил изделие, а остальные не слушают, доделывают работу, уборка же почти всегда попадает на перемену. Лучше этот порядок изменить. За 3-4 минуты до звонка учитель дает команду отложить изделие, даже если оно не закончено, убрать инструменты, сдать приспособления, разложить по местам остатки материалов, вытереть рабочее место, положить посередине свое изделие и сосредоточиться. При подведении итогов оценивают объем работы, качество изделия, состояние рабочего места в течение урока, быстроту и качество уборки, ответы на вопросы о терминах, написанных на доске, о порядке выполнения операций и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: