Природоохранная заготовка природных материалов

Природные материалы и их свойства и виды

К природным принято относить материалы, которые собирают учащиеся на экскурсиях непосредственно в природе.

«Лесной скульптурой называются обработанные автором находки из отжившего лесного материала с использованием его природных пластических и образных форм» (Куликова, О. П.) Природные формы материала подсказывают автору художественный замысел и служат основными элементами задуманной композиции.

Основной особенностью изделий, выполненных из природного материала, является их неповторимость, уникальность. «Скопировать вазу, подсвечник, миниатюру, выполненную мастером с использованием лесной пластики, практически невозможно. Можно повторить тему, идею, но найти в природе те же изгибы веток, корней нельзя. Обязанность и острота характера делают лесную скульптуру необыкновенно жизненной, в ней пленяет какая-то недосказанность, дающая работу воображению» (Куликова, О. П.)

Очень интересная информация относительно «использования» человеком природы в далеком прошлом приводится О. П. Куликовой. «Издавна деревья эстетически воздействовали на человека, будили его воображение, давали материал для творчества. Жители Восточной и Центральной Европы часто использовали обработанные корни деревьев в качестве декоративных элементов при убранстве своих домов. В далеком прошлом эти причудливые предметы имели даже ритуальное, культовое значение. Были ли они для наших предков вещественными символами идеи о вечном единоборстве между добром и злом или почитались как обереги и талисманы? Но и поныне фигурки из корней деревьев загадочны, словно скрывают в себе какую-то тайну... Велика роль деревьев в традициях и становлении нравственных ориентиров человека. Священные деревья в мифологии Мадагаскара - драконовы деревья, или хасина, наделены способностью оказывать покровительство. Загон для скота устраивают под хасиной, чтобы защитить стадо от болезней и воров. Несчастье и смерть постигнет тех, кто посмеет осквернить или срубить священное дерево или обломать его ветви. Наши «заповедные рощи» по своему происхождению и по своей идее имеют много общего со священными пущами глубокой древности: и там и здесь заповедь преследует одну цель - охрану деревьев. «Несомненно точно так же, что охрана, опиравшаяся на страх и совесть каждого, была более деятельна и спасительна, чем нынешняя усердная и бдительная стража и больно бьющие по дырявым карманам денежные штрафы. Опасение навлечь на себя тяжкий грех и в настоящее время служит главною уздою для тех нарушителей неписаного, но гласного закона, которых не коснулась еще городская цивилизация. В Вологодской губернии в Грязовецком уезде грешит тяжко тот, кто решается срубить всякое старое дерево. Такой грешник либо сходит с ума, либо ломает руку или ногу, либо сам скоропостижно умирает. В Орловской губернии считаются неприкосновенными рощи, выросшие на церковищах - местах старых церквей. В Никольском уезде Вологодской губернии нарушителей целости заповедных рощ непременно должна убить молния», - так писал в 1903 г. этнограф С. Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» о почитании и охране русским народом де­ревьев. Подобные традиции развиты у многих народов мира. Каждому человеку важно научиться бережному отношению к деревьям, растениям, все прекрасное, существующее в природе, сделать достоянием своей культуры. С давних пор любимым материалом для народного умельца, художника было дерево. Оно обувало, одевало, обогревало и лечило человека. Кратко значение дерева отразилось в народной пословице: «Что ни дуб, то тулуп, что ни сосенка, то избенка».

Нужно научиться отыскивать в природе материал, который ассоциировался бы с образом человека, животного, птицы. Лучше всего искать материал в лесу, на берегах рек, ручьев и различных водоемов. Если вы целенаправленно отправились за лесными находками, возьмите с собой слесарную ножовку, перочинный или сапожный нож, рюкзак или сумку. Внимательно осмотрите обочины дороги и лесные тропинки: корни в таких местах приобретают причудливую форму, покрываются наростами - подобные находки ценны и по пластике, и по фактуре, цвету. Такие изогнутые корешки - ценный материал для изготовления подсвечников, кулонов, миниатюры.

На местах высушенных болот и выгоревших от лесных пожаров деревьев попадаются корни, обгоревшие, выгоревшие изнутри стволы, которые можно использовать для изготовления ваз и лесной скульптуры.

Много интересного «хранится» в лесных ручьях: затонувшие там корни и ветви приобретают своеобразные, необычные цвета. Целые завалы из обломков веток и корней деревьев, отшлифованных водой, можно найти по берегам быстрых горных рек, на берегу моря и озера. Бывают особенно удачные находки, которые почти не требуют вмешательства автора. Но чаще приходится довольно долго подыскивать недостающие части какой-то скульптуры или композиции.

Выразительные сочетания пластических форм образуются в частично сгнивших корнях сосны, дуба, в полуразрушенных пнях различных деревьев. Очень ценными являются капы и свилеватость. Капы - выпуклые наросты на стволах и прикорневой части деревьев, образующиеся благодаря ненормальному разрастанию спящих почек под корой дерева. Капы встречаются на березах, тополе, бузине. Отличается красотой кап каштана, тиса и особенно грецкого ореха. Древесина подобных наростов очень прочна, трудна в обработке, но не трескается и не коробится. Часто попадаются капы, похо­жие на животных, людей с природной формой волнистых волос.

Вятские крестьяне издавна делали из капа ложки, кружки, братины. Сегодня из капа изготавливают папиросницы, шкатулки, курительные трубки, шахматные доски. Извилистость нароста при распиле дает оригинальный причудливый узор текстуры в виде перламутровых переливов и множества концентрических окружностей с темно-коричневыми точками.

В Башкирии, Вятской области занимаются промысловым изготовлением изделий из капов, которые снимаются с деревьев невредящим им способом: место отъема покрывается специальными мастиками, заживляющими рану и предохраняющими дерево от гнилостных грибков и насекомых. Капы можно снимать с поваленных деревьев, а также на лесосеках по договоренности с лесниками, на лесопильных заводах. Самовольное снятие капов и свилеватостей с живых деревьев карается законом.

В городских парках, на бульварах во время осенне-весенней обрезки деревьев кустарников легко найти и собрать интересные сучки и ветки, пригодные для бижутерии и лесной миниатюры.

Занятные находки встречаются при обрезке и выкорчевке старых фруктовых деревьев и кустарников смородины, малины. Но даже самая привлекательная находка так органично вписывающаяся в природную среду, в городской квартире окажется неприятной корягой, не сочетающейся с интерьером. Бывает, что оригинальная скульптур начинает в доме рассыхаться, растрескиваться и разваливаться. Поэтому мало обнаружить подходящий материал, надо сделать так, чтобы он на долгое время сохранил цвет и форму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: