Таблица 1. Групповые роли, связанные
Происходящих в группе по мере ее развития и изменения
Ролевые позиции в группе
Многие социальные психологи рассматривают групповую динамику в тренинге, прежде всего, как смену ролей участниками и скрытую борьбу за то, чтобы занять те или иные «ролевые ниши»; основная задача ведущего в этом ключе трактуется как сознательное (иногда откровенно провокационное) «расшатывание» сложившихся ролевых взаимоотношений и изменение ролей (В.Ю.Большаков, 1996), задающее энергетику групповым процессам.
Групповая динамика – совокупность всех характеристик процессов,
Роль - это выбираемые членами группы способы поведения, которые рассматриваются в аспекте их соответствия групповым потребностям. Живя и действуя в многообразных социальных общностях, люди вынуждены встраиваться в ту систему социальных ролей, которая помогает им адаптироваться в социальной среде, человек, следуя ожиданиям окружающих, надевает маску той социальной роли, которая ему задается извне, - «добропорядочного гражданина», «лидера» или «отверженного».
|
|
На первых этапах развития тренинговой группы поведение участников часто задается стереотипными установками на исполнение той или иной социальной роли, привычной во внешнем мире. Например, человек, занимающий высокий пост, часто и в тренинге стремится играть роль лидера. Однако ситуация психологического тренинга такова, что необходима гибкость поведения участников, определяющая отказ от шаблонных и принятие новых, нестандартных ролей.
Специалисты описывают большое количество групповых ролей, сами названия которых ярки и метафоричны: «козел отпущения», «эксперт», «монопольный оратор», «обвинитель», «псевдопсихотерапевт», «хулиган», «аутсайдер», «тряпка», «жертва» и т.п. К.Рудестам выделяет роли, которые либо связаны с выполнением задач, либо с оказанием поддержки участникам тренинга и проявляются на разных этапах существования группы (см. Таблицу 1.).
Достаточно часто роли участников в группе служат предметом общего обсуждения или репрезентируются в обратной связи. Такие процедуры способствуют развитию самосознания и освобождению от навязанных и неконструктивных социальных ролей.
По мнению большинства специалистов, основная задача групповой психотерапии и состоит в расширении репертуара ролей, предоставляющем участникам группы возможность функционировать во внешнем мире на основе новых, опробованных в тренинге и сознательно выбранных ролей.
Решение задач | Оказание поддержки |
Инициатор: Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач. | Вдохновитель: Поддерживает начинания других, выказывает понимание чужих идей и мнений. |
Разработчик: Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы. | Гармонизатор: Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, и таким образом сохраняет в группе гармонию. |
Координатор: Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы. | Примиритель: Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и таким образом поддерживает в группе гармонию. |
Контролер: Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, и выявляет отклонения от намеченного курса. | Диспетчер: Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения. |
Оценщик: Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи. | Нормировщик: Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов. |
Погонщик: Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного. | Ведомый: Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений. |
|
|