Тема 1. Положительное и отрицательное влияние стресса

РАЗДЕЛ 5. РОЛЬ СТРЕССОВ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.

РАЗДЕЛ 4. ТРЕВОЖНОСТЬ И СТРАХ.

ТЕМА: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ.

Цели и задачи: Обобщение опыта и знаний подростков о таких эмоциональных проявлениях, как тревога и страхи. Преодоление детских (не пережитых) страхов и личностной тревожности.

Комментарий: страх является одной из основных и врожденных форм реакции. Источник страха - инстинктивная настороженность, негативный личный опыт, влияние социальной среды. Педагогическая проблема в отношении к страху, на наш взгляд, заключается не в том, чтобы искоренить страх, а в том, чтобы своевременно и адекватно его пережить.

В случае если участники занятий испытывают определенные трудности в выполнении задач этой темы, ей можно уделить больше времени. Предложенные нами упражнения желательно выполнять в течение нескольких занятий.

Рекомендации ведущему: занятие целесообразно начать с обсуждения вопроса: Что такое страх? Иллюстрацией к этому обсуждению может стать притча: «Куда ты идешь?» - спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч человек а умерло пятьдесят тысяч!» - упрекнул он ее, «Нет, - возразила она, - я по губила только пять тысяч. Остальные умерли от страха».

Можно вспомнить и выражение «у страха глаза велики», которое тоже наводит на интересные мысли относительно влияния страха на поведение человека.

Упражнение-разминка «Проведи друга». Участники располагаются по одну сторону «моста» – специально сложенных различных препятствий. Один из участников с закрытыми глазами проходит по «мосту», другой его поддерживает. Затем они меняются ролями.

Обсуждение: Какие впечатления и ощущения возникли во время выполнения упражнения?

Психологические игры – тренинг.

1. Упражнение «Чего боятся люди». Упражнение выполняется парами. Участникам предлагается расчертить листы бумаги в виде таблицы из четырех клеток. Затем им нужно заполнить клетки рисунками на тему «Чего боятся люди». На следующем этапе упражнения участники обмениваются листами и получают задание дорисовать рисунки так, чтобы они вызывали улыбку и смех. После окончания работы участники обмениваются рисунками и обсуждают их.

Рекомендации ведущему: по завершении работы дать участникам немного времени, чтобы посмеяться над рисунками своих друзей, обсудить их. Подвести участников к осознанию того, что то, что страшно, может быть еще и смешно, потому что многие страхи вызваны «нестрашными» причинами.

2. Упражнение «История-страшилка». Ведущий «страшным голосом» рассказывает участникам какую-нибудь страшную историю. По желанию участники также могут рассказать известные им страшилки. Затем участникам предлагается разделиться на малые группы и сочинить свои страшилки. Законченные работы зачитываются группе «страшными» голосами.

Комментарий: Страшилка, являясь элементом детского творчества, обычно строится по определенным правилам. В ней нет имен, а только «один мальчик» или «одна девочка», действие происходит «в одном городе», «на одной улице». В страшилке всегда ест главный герой и что-то неизвестное, что его пугает или охотится на него. Сначала нагнетается напряжение («Девочка-девочка, мохнатая рука едет в черном ящике в твой город! Девочка, она ищет твою улицу! Девочка, она ищет твой дом...»). Потом происходит кульминация («И вдруг въехала мохнатая рука и схватила девочку!»). В этот момент выясняется, что происходит на самом деле, или случается что-то смешное («А в пианино сидит мартышка и приговаривает: «уже надоело с протянутой рукой сидеть!»).

Рекомендации ведущему: предложить участникам написать страшилки на тему школьной или семейной жизни.

Пример страшилки, написанной участниками занятий: В одной семье была очень странная мама. Сначала она была нор­мальная, а потом перестала со всеми разговаривать. Приходит с работы и молчит. Один день молчит. Второй день молчит. Третий день молчит. Четвер­тый день молчит. Пятый день молчит. А в субботу утром просыпается и вдруг как скажет: «Кто-нибудь, наконец, вынесет мусор?!»

Обсуждение. Было ли действительно страшно слушать и сочинять страшилку и почему?Чем страшилка отличается от сказки?

3. Упражнение «Превращение» Ребята работают в тех же группах, что и во время выполнения предыдущего упражнения. Им предлагается взять за основу завязку придуманной ими страшилки и переписать ее таким образом, чтобы она превратилась в сказку. Сочиненные сказки зачитываются вслух для всех участников занятия.

Рекомендации ведущему: если у ребят что-то не получается, необходимо помочь им соблюсти все «правила» написания волшебной сказки.

Например: В одной семье была очень странная мама. Сначала она была нормальная, а потом перестала со всеми разговаривать. Приходит с работы и молчит. Один день молчит. Второй день молчит. Третий день молчит. Четвертый день молчит. Пятый день молчит. А в субботу утром она проснулась и молча пошла в магазин. Из магазина мама принесла волшебную палочку и заколдовала мусорное ведро. И оно стало выноситься само. А мама смогла говорить, потому что дома перестало отвратительно пахнуть. Именно поэтому она раньше и молчала.

Обсуждение: А в повседневной жизни есть способы изменить ситуацию таким образом, чтобы исчезли страх и беспокойство?

4. Групповой штурм «Как справиться с тревогой и страхом». Участники работают в малых группах. Им предлагается вспомнить себя в тот момент, когда они чего-то боялись или тревожились, и это им очень мешало. Далее предлагается подумать: что помогло справиться со страхом? Результаты работы групп выносятся на всеобщее обсуждение.

Рекомендации ведущему: результаты работы каждой группы целесообразно зафиксировать в виде общего списка «Способов борьбы с тревогой и страхом». Например (из высказываний участников занятий):

- лечь поспать. - устранить причину страха (выяснить то, что неизвестно и т. д.). - послушать музыку. - поделиться беспокойством с другом или родителями. - пересмотреть ситуацию по принципу «А чего конкретно я боюсь в ней?»

Итоговое обсуждение (рефлексия): Насколько комфортно чувствовали себя участники во время выполнения упражнений, что помогало и что мешало им? Какие способы борьбы с тревогой и страхом использовали участники ранее, а какие открыли для себя в ходе занятия?

Цели и задачи: Обобщение опыта и знаний подростков о влиянии стресса на здоровье и поведение. Формирование навыков преодоления состояния стресса.

Комментарий: Стресс - это ответ организма на определенное воздействие. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке деятельности организма или в привыкании к этому воздействию. Поэтому навыки преодоления стрессового напряжения играют существенную роль в адаптации к окружающему миру.

Упражнение-разминка «Гражданская оборона». Ведущий громко объявляет: «Внимание! На нас напали (пещерные львы, вирусы гриппа, маленькие зеленые человечки, угрызения совести, и т.п., с учетом материала рисунков и страшилок). После объявления ведущего участникам предлагается разбежаться по углам, а затем собраться вместе и хором, громко и уверенно сказать: «Дадим отпор (человечкам, вирусам, угрызениям совести, и т.д.)» Задача участников - сохранять серьезность, не рассмеяться.

Обсуждение: Какие эмоции и чувства возникали у участников? Кому удалось или не удалось выполнить задание и почему?

Психологические игры – тренинг.

1. Мозговой штурм: Что такое стресс? Как он возникает и как проявляется?

Обсуждение: Какое воздействие оказывает стресс на организм человека?

2. Игра «Клопы». Ведущий предлагает участникам встать в круг. По кругу передаются две ручки (или карандаша) - «клопы». Ручку можно передать следующему по кругу участнику или отдать обратно. Нельзя отказываться взять ручку, если ее дают. Тот, у кого в руках оказалось две ручки одновременно («закусали клопы»), выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется 3 участника.

Рекомендации ведущему: подготовить участников к тому что, как правило, игра проходит очень оживленно, хотя участники могут испытывать некоторый страх («закусать» могут любого!), и иногда сопровожда­ется выкриками, что обычно способствует созданию необходимого настроя для дальнейшей работы.

Обсуждение: Что чувствовали участники во время игры? Какие способы использовали для того, чтобы подольше остаться в игре?

3. Упражнение «Инопланетная жизнь» (можно использовать светодиодный ковер «Млечный путь»). Участникам предлагается расположиться поудобнее, расслабиться и, слушая виртуальную, «звездную» музыку, придумать историю о своем знакомом инопланетянине, и о тех стрессовых ситуациях, с которыми он сталкивается в своем мире. Каждый участник может рассказать свою историю и сравнить стрессовые ситуации своих героев.

Обсуждение: Какие впечатления возникли в ходе выполнения упражнения? Есть ли сходство и различие в стрессовых ситуациях героев, придуманных участниками историй? Чем похожи и чем отличаются стрессовые ситуации?

4. Упражнение «Мусорная корзина» Участникам предлагается изобразить на листке в виде рисунка, слова, знака те отрицательные эмоции, от которых они хотели бы избавиться; или кратко описать ситуации, которых им хотелось бы избежать. Затем с силой смять этот листок, превратив его в маленький бумажный шарик, и выбросить его в мусорную корзину. После этого мусорная корзина убирается из помещения.

Рекомендации ведущему: желательно, чтобы участники приложили максимальное усилие при сжимании бумажного шарика. Это способствует снятию эмоционального напряжения. Если есть такая возможность, бумажные шарики можно собрать на металлический поднос и сжечь в присутствии участников занятия.

Обсуждение: Какие впечатления возникли в ходе выполнения упражнения? Изменилось ли эмоциональное состояние в ходе выполнения упражнения?

Итоговое обсуждение (рефлексия): Какие ощущения и впечатления возникли во время занятия? Как проявляется стресс и каковы его последствия? Можно ли уменьшить эмоциональное напряжение, возникающее в стрессовых ситуациях?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: