Интерпретация результатов. 1. По трем первым группам (А, Б и В) или «Каким ты кажешься окружающим»

1. По трем первым группам (А, Б и В) или «Каким ты кажешься окружающим».

АОО - Тебя часто считают надежным человеком, хотя в действи­тельности ты чуть-чуть легкомыслен. Ты весел и разговорчив, делаешь подчас меньше, чем обещаешь. Друзьям нетрудно увлечь тебя за собой, и поэтому они иногда думают, что ты легко поддаешься влиянию других. Однако в серьезных вещах ты умеешь настоять на своем.

АОВ - Ты производишь впечатление человека не слишком застен­чивого, иногда даже невежливого. Стремясь к оригинальности, проти­воречишь другим, а подчас и себе, и опровергая сегодня то, что утверждал вчера. Ты кажешься человеком беспечным, неаккуратным, необязательным. Но стоит захотеть - станешь проворным и энергич­ным. Тебе не хватает того, что называется уравновешенностью.

АБО - Ты очень нравишься окружающим. Ты общителен, серьезен, уважаешь мнение других, никогда не оставляешь друзей в трудную минуту. Но дружбу твою заслужить нелегко.

АБВ - Ты любишь командовать окружающими, но неудобство от этого испытывают только самые близкие люди. Со всеми остальными ты сдерживаешься. Высказывая своре мнение, не думаешь о том; как отзовутся на людях твои слова. Окружающие подчас избегают тебя, боясь, что ты обидишь их.

ООО - Ты сдержан, замкнут. Никто не знает, о чем ты думаешь. Понять тебя трудно.

ООВ - Не исключено, что и тебе говорят: «Какой не сносный характер». Ты раздражаешь собеседников, не даешь им возможности высказаться, навязываешь свое мнение и никогда не делаешь уступок.

ОБО - Такие люди, как ты, примерные ученики, вежливые, акку­ратные, дисциплинированные, всегда с хорошими отметками. Учителя уважают их и доверяют им. Что же касается товарищей, то одни считают таких «задаваками», другие предлагают им свою дружбу.

ОБВ - Возможно, кое-кто считает тебя человеком, которому посто­янно кажется, что его обижают. Ты ссориться из-за пустяков. Иногда бываешь в хорошем настроении, но это случается нечасто. В общем, ты производить впечатление обидчивого и мнительного человека.

2. По трем последним группам (Г, Д и Е) или «Каков ты на самом деле».

ООО - Тебя привлекает все новое, у тебя пылкое воображение,однообразие в тягость. Но мало кто доподлинно знает твой характер. Тебя считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности ты стремиться к жизни, наполненной яркими событиями.

ООН - Скорее всего, ты застенчивый человек. Это видно. Когда тебе приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой бываешь только и кругу семьи или ближайших друзей. В присутствии посторонних чувствуешь себя скованно, постараешься скрыть это. Ты добросовестен, трудолюбив. У тебя есть много хороших замыслов, идей, проектов, но из-за своей скромности ты нередко остаешься в тени.

ОДО - Ты очень общителен, любишь встречаться с людьми, соби­рать их вокруг себя. Как только ты остаешься один, все пропало. Тебе трудно даже запереться в комнате. Чтобы написать какую-нибудь важную бумагу. Очень силен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как другие. Иногда поддаешься такому порыву, но большей частью сдерживаешься.

ОДЕ - Ты сдержан, но не робок, весел, но в меру, общителен, вежлив со всеми. Привык, что тебя часто хвалят. Хотел бы, чтобы тебя любили безо всяких усилий с твоей стороны. Без общества друзей тебе не по себе. Тебе приятно делать добро людям. Но тебя можно упрекнуть в некоторой склонности к витанию в облаках.

ГОО - Ты склонен высказывать и яростно защищать весьма пара­доксальные мнения. Поэтому у тебя немало противников, даже друзья не всегда понимают. Но тебя это мало волнует.

ГОЕ - Тебе придется выслушать не очень приятные слова. Как это тебе удалось подобрать такое сочетание букв? Характер довольно трудный. Крайне неуступчивый. Недостаточно развито чувство юмора, не переносишь шуток. Часто критикуешь чужие действия и заставля­ешь других поступать на свой лад. Л если тебе не подчиняются, начинаешь злиться. Поэтому у тебя мало друзей.

ГДО - Ты - большой оригинал и любишь удивлять друзей. Если кто-нибудь даст совет, делаешь все наоборот только ради того, чтобы

посмотреть, что из этого получится. Тебя это забавляет, а других раздражает. Только самые близкие друзья знают, что ты не так самоуверен, как кажется.

ГДЕ - Ты энергичен. Всюду чувствуешь себя на своем месте. Всегда владеешь собой. Общителен. Но, похоже, что любишь общество друзей только при условии, что ты играешь в нем главную роль. Любишь быть арбитром в спорах и организовывать игры. Окружающие признают твой авторитет, так как в твоих суждениях всегда есть большая доля здравого смысла. Но тем не менее твое стремление вечно получать -утомляет окружающих».

Рекомендации ведущему. Целесообразно заранее приготовить несколько экземпляров вопросов (по одному экземпляру на двух человек) и раздать их участникам. В этом случае не придется читать вопросы. Также следует приготовить чистую бумагу и ручки тем, кто забудет примести. Если будете читать вопросы, то читайте не более двух раз. После того, как все участники ответят на вопросы, вы зачитываете интерпретацию ответов для каждого участника, комментируя эти результаты по их желанию.

Психологический комментарий. Процедура тестирования помогает настроить членов группы на изучение самих себя, а это и есть основная задача данного тренинга закрепление навыков самоанализа, более глубокое самораскрытие и на основе этого изменение себя. Естественно, что, как и любой другой тест - это лишь материал для дальнейшей работы. Участникам следует сказать, что результаты теста помогут в ходе тренинга глубже разобраться в себе. Даже если кого-то этот тест обескуражит или снизит рабочий настрой, объясните, что нужно отнестись к этому спокойно, как к новой возможности обрести уверенность и уважение к самому себе. Подчеркните, что это не профессиональный тест, по которому можно определить те или иные личностные характеристики.

4. «ПРИНЯТИЕ СЕБЯ».

А теперь давайте поработаем с некоторыми своими недостатками, привычками, которые помог выявить проведенный тест, и которые вы хорошо знали еще до начала занятий. Для этого разделите лист бумаги на две половники.

Слева, в колонку «Мои недостатки» предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своим недостатком именно сегодня, сейчас, на атом занятии. На эту работу вам отводится 5 минут. Не жалейте себя, заполняя левую часть таблицы, недостатки есть у всех и в этом нет ничего страшного. Затем напротив каждого недостатка, который вы вспомнили и занесли в таблицу, запишите, но одному своему достоинству, т.е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие вас люди доволь­ны уже сегодня, что принимают в вас. Запишите их в колонке «Мои достоинства». На второй этап работы вам отводится также 5 минут.

А сейчас вы объединитесь в группы по 3-4человека и присту­пайте к обсуждению всех своих записей. Будет лучше, если вы сядете в группу с теми людьми, которых вы меньше всего знаете, с которыми еще не общались на данном занятии. Во время обсуждения будьте предельно откровенны в своих высказываниях и внимательны к тому, что вам говорит наш партнер. Помните, пожалуйста, о наших правилах. Вы можете задавать друг другу вопросы, но ни в коем случае не «критиковать» выступившего перед вами. Просто поблагодарите его за искренность и доверие к нам. На обсуждение внутри групп вам дается 10 мин».

Рекомендации ведущему. Если у нас есть возможность, то необ­ходимое количество таблиц заготовьте заранее с помощью пишущей машинки или ксерокса. Помогите участникам объединиться в малые группы, но не разрешайте создавать группы более четырех человек. Если в группе окажется пять или шесть человек, попросите участников разделиться на две микрогруппы. Во время заполнения таблиц участ­ники должны работать индивидуально. Вы следите за временем и за 1 минуту предупредите, что время заканчивается. Па этапе индивидуаль­ной работы желательно включить легкую музыку.

Психологический комментарий. Это первая попытка самоанализа. Она показывает, насколько серьезно каждый из членов группы настро­ился на тренинг, насколько он готов работать над собой, понимать себя и доверять другим. Поэтому ход упражнения и его результаты во многом определяют дальнейший сценарий занятий.

Если участники настроены на серьезную работу, ее нужно продолжать прямо на этом занятии. Если же значительная часть из них пока не готова, следует, остановив тренинг, обратиться к участникам с вопросом: «Зачем вы сюда пришли?» В тактичной форме им нужно напомнить, что тренинг это работа не ведущего, а самого члена группы. Только в этом случае будет определенный результат. Еще раз следует напомнить группе правила, которые были приняты в начале занятия.

Что же касается музыкального фона, то он должен стать постоян­ным во время проведения занятий. Это в значительной степени облег­чает самораскрытие участников, помогает им сосредоточиться на анализе собственных поступков, своих слабостей, в то же время вносит некоторый элемент оптимизма.

5. «КАКОЙ Я ЧЕЛОВЕК?».

«Человек часто задает вопросы, но, в основном, другим. Эти вопро­сы о чем угодно, только не о себе самом. Мы с вами все время будем отвечать на вопрос «Какой я человек?»

Возьмите лист бумаги и ответьте па предлагаемые вопросы,

1. Мой жизненный путь: каковы мои основные успехи и неудачи?

2. Влияние семьи: как на меня влияют мои родители, братья и сестры, близкие?

Ваши ответы должны быть предельно откровенными, так как кроме вас их никто не увидит. Только с вашего разрешения с этими ответами познакомлюсь я. В конце занятий у вас накопится больше десяти ответов на этот простой и одновременно такой сложный вопрос: «Какой я человек?» И эти ответы помогут вам лучше разобраться в себе».

Рекомендации ведущему. Это упражнение проводится на каждом занятии. Записи участников целесообразнее собрать для того, чтобы они могли в следующий раз внести добавления в свои ответы. А у вас будет дополнительный материал, опираясь на который вы можете планировать очередное занятие.

6. «ПРИВЕТ, НДИВИДУАЛЬНОСТЬ!».

«В самом начале занятия мы познакомились друг с другом, узнали новые имена и самое главное индивидуальные особенности всех членов нашей группы. Сейчас нам нужно записать и таблицу «Индивидуаль­ность» то, что вы запомнили о каждом человеке, то есть суть высказы­вания каждого участника о своей индивидуальности. Вспомните то, что он говорил во время знакомства с вами, что говорили о нем другие, когда мы сидели большим кругом.

Это не очень легко, но «легкие пути всегда ведут в тупик». Вы можете добавить и свои выводы об индивидуальности этого человека, которые вы смогли сделать во время занятия. Например, написав: «Ирина отличается от всех своим достойным спокойствием».

№№ Тренинговое имя участника Его собственное высказывание Мое представление о его Индивидуальности
       

«На эту работу вам отводится 10 минут. Постарайтесь вспомнить как можно больше о каждом из членов группы. Не ленитесь, это нужно в первую очередь именно вам. Затем вы соберетесь в круг и по очереди зачитаете свои записи, исправляя неточности в графе «Его собственное высказывание».

Рекомендации ведущему. У всех участников должна быть возможность видеть тренинговые имена членов группы или, в крайнем случае, возможность подойти и посмотреть визитку того человека, чье тренинговое имя забыл. Желательно, чтобы каждый участник записал все высказанные о нем представления. Лучше собрать эти записи и сохранить их до конца тренинга.

Психологический комментарий. Смысл этого упражнения в том, чтобы каждый член группы имел реальную возможность услышать представления, которые сформировались о нем у остальных участников в ходе первого занятия. Кроме того, участники понимают, что тренинг не просто игра или приятное общение. Это довольно трудная и ответственная работа. Многие из них, не сумев припомнить ни одной индивидуальной особенности партнеров, чувствуют себя дискомфортно. Пусть это послужит толчком для более серьезного отношения к упражнениям и этюдам тренинга.

7. «ЛАСКОВОЕ СЛОВО».

«Это домашнее задание. Вспомните и запишите, какими ласковыми словами вы называете своих родных, близких, знакомых.

Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще? Когда вам что-то требуется, и вы обращаетесь с просьбой к этому человеку? Или когда у вас хорошее настроение? Часто ли вы делаете это? Если нет, то почему? Что мешает вам проявлять теплые чувства по отношению к людям? Что вы испытываете, когда называете людей ласково? А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?»

Рекомендации ведущему. Попросите участников завести отдельную тетрадь или блокнот для выполнения домашних заданий. С одной стороны, это приучает к добросовестному отношению к делу, с другой стороны, систематизирует получаемый участниками в ходе самоанализа материал. Подчеркните, что на следующем занятии с домашним заданием группа будет работать обязательно.

Психологический комментарий. Задание стимулирует эмоциональное раскрытие участников, так как оно обращено к самым приятным минутам их жизни. Еговыполнение многих заставляет задуматься о стиле своих отношений с родными и близкими, обратить внимание на свою манеру и стиль общения. После выполнения этого задания заметно теплеют отношения среди участников тренинга.

8. «МНЕНИЕ».

«Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Вам нужно ответить па вопросы анкеты, высказав свое мнение о прошедшем занятии, Отвечая на вопросы, будьте предельно откровенны, так как цате мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для группы в целом».

«Мнение».

Твое тренинговое имя ________________________________ Дата занятия_____________

1. Степень твоей включенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (Обведи кружком соответствующий балл).

Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

2. Твои основные ошибки в ходе занятия:

а) по отношению к себе б) по отношению к группе в) по отношению к ведущему

3. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:

4. Что тебе очень не понравилось на прошедшем занятии? И почему?

5. Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.)

6. Что ты еще хотел бы написать?

Рекомендации ведущему. Бланки анкеты целесообразно заготовить заранее (если есть такая возможность). Если бланков нет, то вопросы анкеты просто зачитываются, а участники па чистом листе бумаги пишут свои ответы на них и затем сдают вам. Естественно, их нужно до следующего занятия внимательно просмотреть, обобщить и сделать для себя необходимые выводы, прежде всего в плане занятий, которые вы наметили для этой группы.

Психологический комментарий. Систематическое проведение анкетирования, которое предусматривает этот тренинг, необходимо для того, чтобы выработать прочные навыки ответственного отношения к делу, к самому себе. Во-первых, чтобы заполнить анкету, нужно активно участвовать в занятии, во-вторых, необходимы определенные навыки самоанализа (и то, и другое это задачи тренинга). В-третьих, участнику нужно обладать достаточным мужеством, чтобы указать свои ошибки и сделать замечания ведущему. Все это помогает решать цели и задачи тренинга и дает хороший результат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: